Сельдерей под зиму

Общие правила уборки и хранения овощей и плодов

Кочанная капуста
Для сохранения кочанной капусты в свежем виде ее, очистив от наружных листьев, вкапывают в песок, насыпанный в овощном подвале. Кочны капусты для хранения в свежем виде убираются с гряд с корнями.
В сырых подвалах кочны надежнее подвешивать, связав попарно, на жерди, укрепленные у потолка подвала.

Савойская капуста
Савойская капуста сохраняется так же, как и белокочанная. Кочны, предназначенные для хранения, не следует подвергать слишком сильным морозам, от которых они слабеют и сохраняются хуже.

Цветная капуста
Цветная капуста сохраняется так же, как и белокочанная: вынутые из земли растения вместе с кочерыжками подвешиваются попарно на жерди.

Брюссельская капуста
Для хранения брюссельской капусты следует срезать стебли с розетками, срезать со стеблей листья и в таком виде хранить на полках подвала.

Брюква и репа
Брюква и репа сохраняются в подвале и в ямах, наподобие картофеля, отлично.
Листья с корней брюквы при уборке срезаются, мелкие же корневые мочки остаются нетронутыми. Лучшие корни можно обмазывать глиной, и тогда брюква отлично сохраняется до июня.

Свекла
Свеклу выкапывать следует осторожно, чтобы не повредить корней. Если выкапывают лопатой (длинные сорта следует убирать при помощи лопаты, а круглые и даже полудлинные можно вырывать прямо руками), то корни, случайно поврежденные и порезанные при выкопке, следует откидывать отдельно и немедленно употреблять в дело. Для хранения годны только цельные, неповрежденные корни. По выкопке корни осторожно очищаются от земли. Листья срезают, но не вплотную к головке корня, а оставляя черешки приблизительно около 2–3 см длиной; центральную же розетку мелких листьев, так называемое сердце, лучше оставлять целиком.
Хранят свеклу или в подвалах в песке, укладывая корни рядами и пересыпая песком, или же в ямах, наподобие картофеля. Лучшая свекла получается при хранении в песке в один ряд: песок насыпается к стене подвала конусом, и свекла углубляется в него только до шейки, которая оставляется свободной.

Лук-порей
Лук-порей лучше выкапывать из земли, а не выдергивать, так как в последнем случае, особенно в сухую погоду, стволики очень часто обламываются. Для зимнего хранения листья отрезаются наполовину, а корни — приблизительно на 4–5 см от луковицы, и в таком виде растения сажаются в подвале во влажный песок, причем вся ножка и белая часть стволика должны быть углублены в песок, часть зимнего запаса можно сохранять зимой в очищенных парниках, под рамами, закопав растения нижней частью в грунт и засыпав листьями.

Репчатый лук
Уборка репчатого лука начинается, когда перо совсем пожелтеет. Луковки выдергивают из земли и, дав им полежать несколько дней на грядах и обсохнуть, убирают в теплое помещение. Надо иметь в виду следующие указания опытных огородников:
1) Луковица, из которой выросла семенная стрелка для хранения негодна.
2) Луковица сырая, у которой 2–3 верхних слоя не просохли и не превратились в сухое желтое (или, смотря по сорту, красное) перо, не может сохраняться и гниет.
3) Луковица, попавшая под слабый мороз и постепенно оттаявшая, иногда сохраняется до весны, но обычно сгнивает.
4) Луковица, попавшая под мороз и не сгнившая к весне, после посадки всегда даст семенную стрелку.
5) При зимнем хранении, чем сырее помещение, тем быстрее загнивает лук; чем суше и теплее, тем больше его усыхает.
6) Слишком жарко высушенный лук перепекается и зимой гниет. Как на верную примету, что весь хранящийся лук начинает гнить, можно указать на появление мелких мошек, которые заводятся в гниющей луковице, из нее летят к окошкам и во множестве садятся на стекло. При появлении мошек весь лук надо перебрать и гнилые луковицы удалить.
При сушении лука, если возможно по погоде, обрезанный от перьев лук просушивают на солнце, потом в крестьянских избах насыпают его на особые полати, сделанные из круглых палок. Если хватает места, то, конечно, лучше насыпать его тонким слоем. Крупный лук после солнечной сушки насыпают на колосники риги или овина и там его сушат 1–2 недели не очень жарко, но прокапчивая дымом. Прокопченный и хорошо просушенный лук ценится дороже, так как он очень хорошо хранится зимой.

Чеснок
Чеснок для зимнего хранения сушится подобно луку на колосниках риги. Первую неделю топят по-черному, т. е. весь дым пускают, чтобы чеснок несколько прокоптился. Первое время топят очень жарко, потом топку уменьшают, и так сушка продолжается недели три, пока чеснок окончательно не высохнет. Чеснок считается высушенным, если головку взять в руку и от небольшого сжатия в кулаке она легко распадается на отдельные зубки. Каждый зубок должен распадаться в «рубашечке», т. е. он должен быть одет сухим листиком.

Морковь
Убирать длинные сорта моркови необходимо при помощи выкапывания. Чтобы не портить корней, следует выкапывать таким образом: сначала обрывают край гряды во всю длину, не доходя приблизительно 10 см до первого, крайнего ряда моркови. Затем лопату ставят между крайним и соседним рядом моркови и начинают обваливать землю с корнями в межгрядье, запуская лопату на всю длину штыка в почву. В осыпавшейся земле легко отобрать корни и ни один из них не будет поврежден. Этот способ уборки корней вообще следует иметь в виду при культуре длинных сортов корнеплодов.
Для хранения обрезают у очищенных от земли корней все листья с тонким слоем верхушки корня, чтобы совершенно не осталось даже и самых мелких листьев. Если мелкие сердцевинные листья будут оставлены, то развитие их продолжится и в подвале, вследствие чего корни значительно теряют во вкусе. Хранить морковь можно или в подвале, укладывая рядами и пересыпая песком, или в ямах, наподобие картофеля. Морковь, оставленная зимовать на грядках, обычно остается невредимой, а когда весной оттает почва, ее можно выкопать для потребления в пищу.

Петрушка
Уборка петрушки производится позднее других овощей, так как каждый лишний день развития растений в осеннее влажное время очень помогает утолщению корней. Выкопанные корни обсушиваются и очищаются от земли. Крупные листья совершенно удаляются, сердцевинные обрезаются приблизительно на палец от верхушки корня. Хранят петрушку в подвале на полках или в песке, укладывая послойно и пересыпая песком. Корни петрушки легко загнивают при хранении в подвале, вследствие чего необходимо чаще осматривать их и загнивающие выбрасывать. Мне приходилось оставлять в Петроградской губернии корни петрушки зимовать в грунте, и они отлично перезимовали, не теряя вкуса.
Иначе петрушка хранится зимой петроградскими огородниками. Последняя имеет рыночную ценность только с листьями. Поэтому петроградские огородники не только оставляют коронки листьев на корнях петрушки при выкопке их осенью, но особенно заботятся о том, чтобы, по возможности, сохранить листья на корнях в течение всей зимы. Для этого корни петрушки прикапывают в грунт или земляной пол овощного лабаза рядами, находящимися на расстоянии 15 см друг от друга. А для того, чтобы листья не свисали и не мялись, между рядами вкопанных в землю корней втыкают в грунт лабаза прутики, которые и поддерживают в желаемом направлении листву петрушки.

Сельдерей
Сельдерей хранится в стожках или кучах, имеющих у основания около 50 см ширины и около метра высоты. Сельдерей в эти стожки кладется корнями внутрь, а листьями наружу, причем каждый положенный в этот стожок ряд сельдерея пересыпается землей.

Пастернак
Пастернак убирается осенью как можно позднее, причем вынимают из почвы только такое количество, какое необходимо для пользования зимой, так как пастернак отлично зимует в грунте. Для весеннего потребления выгоднее оставлять его на грядах и выкапывать только после оттаивания почвы.

Редька
Уборка зимней редьки производится поздней осенью, но, во всяком случае, до наступления сильных морозов, так как под влиянием морозов корни трескаются и легко загнивают во время хранения.
Кроме того, редька, попавшая под сильный утренник и замерзшая, делается противного сладкого вкуса. Ввиду сказанного, с уборкой редьки особенно запаздывать не следует.

Черный корень
При уборке черного корня (скорцонера) следует обращать особое внимание, чтобы не повредить корней и особенно не обломать их. В местах повреждения вытекает густой белый сок, и такие корни делаются при хранении грубыми и безвкусными. Хранят корни с обрезанными листьями обычно в подвале, пересыпая ряды корней песком.

Жирный живот не от еды!Он сгорит за 3 дня, натощак пей крепкий советский..

Если у Вас на теле есть папилломы — это признак наличия паразитов!

Убиваем даже самый застарелый грибок с помощью обычного…

Косточка? Домашний способ навсегда избавиться от проблемы без операции!

Рецепт молодости от Ротару! Она призналась что делала по утрам…

ОБЩИЕ ПРАВИЛА УБОРКИ И ХРАНЕНИЯ ПЛОДОВ

Хранить плоды несколько труднее, чем овощи. Наиболее важными условиями удачного хранения плодов являются следующие:
1) Правильный выбор сортов и сортировка плодов, причем должны быть удалены плоды даже с малейшими повреждениями.
2) Осторожный сбор плодов; для сбора надо выбирать ясный, сухой день.
3) Зимние сорта должны быть оставлены возможно долее на деревьях, чтобы дать им возможность достигнуть полного развития.
4) Обтирать плоды ни в коем случае не следует.
5) Плодохранилища должны иметь температуру равномерную, около 3–5 градусов; вход должен быть обращен на север или северо-восток.
6) Темнота — необходимое условие.
7) Так как избыток влаги может попортить плоды (появляется плесень), то в плодохранилищах должна быть атмосфера умеренно влажная.
8) Если плодохранилище устраивается вновь, то лучше устраивать наземные помещения.
9) В плодохранилищах должен быть совершенно чистый воздух.
10) Надежнее укладывать плоды, ничем не обертывая их, свободно, не более трех слоев друг на друга. Только плоды с крепкой кожицей можно класть более чем в три ряда.
11) При сохранении плодов в бочках или ящиках требуется, чтобы плоды были приблизительно одного периода зрелости.
12) Плоды с тонкой мягкой кожицей и с нежной, рыхлой мякотью лучше всего сохраняются без доступа воздуха. Плоды с шероховатой и толстой кожицей и твердой мякотью могут хорошо сохраняться и в помещениях с полным доступом воздуха, в погребах, кладовых и т. п. плодохранилищах.

—————
Источник: Как устраивать ледники, погреба, лабазы и как хранить в них овощи и плоды. Смирновский А. А. // Петроград, 1918 г.; переизд. М.: «НАУКА-КОМПЛЕКС», 1991 г.,— с. 26-35
Источник Интернет газета Холодильщик. RU

Конспект занятия Овощи в подготовительной группе Воспитателям детских садов школьным учителям и педагог

Елена Пашкова
Конспект занятия «Овощи» в подготовительной группе

ЦЕЛИ:

1. Расширение словаря по Теме: «Овощи»,

2. Упражнение в употреблении словосочетаний,

3. Формирование обобщающего понятия «Овощи»,

4. Развитие мелкой моторики, внимания, памяти,

5. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных в роде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки по теме: «Овощи», муляжи Овощей, массажеры «ежики», Символы: «вершки, «корешки», силуэты «деда» и медведя, настоящие Овощи: капуста, огурец, помидор, морковь, свекла.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. ОРГ. МОМЕНТ.

Сядет тот, кому я скажу: «пожалуйста».

2. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

(массажеры «ежики», пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим)

3. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Логопед загадывает загадки:

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

(морковь)

Сто одежек и все без застежек.

(капуста)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что потом мы испекли ели да хвалили?

(картофель)

На грядке длинный, зеленый,

А в банке желтый, соленый?

(огурец)

Се картинки выставляются на доску. Еще раз называют. Где растут. «Все это – Овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле, на кустике.

-Какие Овощи вы еще знаете? (называют)

Картинки выставляют на доску. На доске два символа. Надо разобраться какие Овощи растут в земле, какие сверху, на грядке.

Свекла, морковь, репа, огурец, кабачок,

Редис, редька, картофель. помидор, капуста

Перец.

4. ФИЗМИНУТКА. (игра «Вершки и корешки»).

Вспоминаем сказку «вершки и корешки». Силуэты деда и медведя ставим в разные концы комнаты. По середине «огород» — большой обруч, в нем муляжи Овощей. Договариваемся: «Деду собираем вершки, а медведю 0 корешки». Начинается игра. Дети под музыку «гуляют», когда музыка прекращается, берут с «грядки» Овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили Овощи.

5. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ГЛАГОЛОМ.

Беседа логопеда с детьми о сборе урожая. «Осенью собирают урожай. Овощи разные, поэтому и собирают их по разному».

Какие Овощи выдергивают?

(морковь, репу, редис, свеклу).

Какие Овощи выкапывают?

(картофель).

Какие Овощи срывают?

(огурцы, помидоры, перец).

Какие Овощи срезают?

(кабачки, тыкву, патиссоны).

Какие Овощи срубают?

(капусту).

Логопед добивается от детей ответов Типа: «Морковь выдергивают, картофель выкапывают».

6. ИГРА «Разведчики».

Узнать по вкусу Овощи. На подносе кусочками нарезаны Овощи. «давайте завяжем глаза и узнаем Овощи по вкусу и назовем какие они на вкус». (морковь, репа – сладкие, помидор – кислый).

7. СОГЛОСОВАНИЕ ПРИЛАГАИЕЛЬНЫХ И СУЩЕВТВИТЕЛЬНЫХ В РОДЕ.

Словесное упражнение «Какой Овощ я задумала?».

На столе – помидор, свекла, репа. (Логопед: круглая… круглый)

Капуста, лук, огурец. (Логопед: зеленый… зеленая)

Огурец, кабачок, морковь (Логопед: длинный… длинная)

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Входит один ребенок, в корзину кладет Овощ (дети не должны видеть, что он положил). Рассказывает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это Овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кустике… и т. д.

9. ИТОГ.

О чем говорили на Занятии, какие по вкусу бывают Овощи? и т. д.

Подготовила: Учитель – логопед Е. В. Пашкова. ЗАТО Северск, Томской области, ноябрь 2008 г.

Ваш логопед Рассказ описание овощи

«Огород. Овощи»

Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед

ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Цели:

  • Активизация пассивного и активного словаря по теме “Овощи”
  • Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
  • Учить образовывать от существительных единственного числа существительные множественного числа
  • Развивать внимание и мышление
  • Развивать мелкую, общую моторику.
  • Оборудование: демонстрационный материал – картинки овощей; наглядное пособие “Как растут овощи”, картинно-графический план, мяч, рабочие тетради, карандаши

    Ход занятия

    I. Оргмомент

    Игра «4 лишний»

    На доске вывешены картинки: огурец, капуста, яблоко, кабачок

    Л: Дети, посмотрите на доску и скажите, какая картинка лишняя?

    Д: Яблоко

    Л: почему?

    Д: потому что это фрукт, а кабачок, огурец, капуста – это овощи

    II. Основная часть

    1. Беседа об овощах

    Л: Дети, сегодня мы поговорим об овощах. Какие овощи вы знаете?

    Дети называют овощи

    Л: А где они растут?

    Д: на огороде

    Л: правильно. Огород — это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи

    Логопед читает стихотворение:

    В огороде много гряд

    Тут и репа и салат.

    Тут свёкла и горох

    А картофель разве плох?

    Наш зелёный огород

    Нас прокормит целый год.

    Выставляются картинки овощей

    2. Л: Овощи на огороде растут по-разному:

    У моркови, свёклы, картофеля, репы — плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

    У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

    У помидора, гороха, перца, баклажанов — плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

    Л: Кто может назвать овощи, которые мы срываем?

    Д: огурцы, помидоры, перец и др.

    Л: А которые выкапываем?

    Д: картофель

    Л: А которые выдёргиваем из земли?

    Д: морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.

    Л: А какие овощи мы срезаем ножом?

    Д: тыква, кабачок, капуста, баклажан

    Л: Кто ухаживает за овощами?

    Д: За овощами ухаживают огородники на дачах и овощеводы в колхозах.

    Л: А как они ухаживают за овощами?

    Д: Они их сажают, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, подкармливают.

    Л: Для чего нужны овощи?

    Д: В овощах очень много витаминов, полезных для здоровья.

    Л: Что можно приготовить из овощей?

    Д: Из овощей можно приготовить соки, пюре, салаты, рагу

    3. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.

    Л: Что это?

    Д: Помидор

    Л: Помидор – это фрукт или овощ?

    Л: Где растёт? В саду или на огороде?

    Л: Какой по цвету?

    Л: Какой по форме?

    Л: В каком виде употребляем в пищу?

    Л: Кто попробует рассказать о луке по плану?

    Ребёнок рассказывает о луке с помощью картинно-графического плана

    Примерный образец рассказа: Лук – это овощ. Лук растет на огороде. Он маленький и круглый. По цвету лук коричневый. Лук твердый. По вкусу он горький. Лук добавляют в суп и во вторые блюда. Лук очень полезен!

    III. Физминутка

    IV. 1. Игра «Загадки — складки»

    Л: Пышный хвост схватил я ловко,

    Потянул – и вот…

    Д: морковка

    Л: Я твержу сестре Лариске:

    Нет окрошки без…

    Д: редиски

    Л: Сильно плачут все вокруг,

    Если мама режет…

    Д: лук

    И тд

    2. «Один — много»

    Л: я буду называть один предмет, а вы – когда много

    Помидор – помидоры

    Огурец – огурцы

    Кабачок – кабачки и тд

    3. Работа в тетрадях

    Игра «Нарисуй много»

    Дети рисуют много помидоров, репок, баклажанов и называют, что нарисовали

    V. Итог занятия

    Оценка работы детей. По просьбе логопеда дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли. Логопед положительно оценивает ра­боту детей.

    ТЕМА ОВОЩИ Темы по развитию речи детей 4 лет

    ^ ТЕМА «ОВОЩИ»

    ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Дети должны знать:

    • Названия овощей и их частей;
    • Сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);
    • Что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;
    • Что из овощей можно приготовить различные блюда: суп, щи, борщ, салат и т. д.;
    • Что овощи можно заготавливать на зиму: солить, консерви­ровать, сушить, мариновать;
    • Что овощи полезны: в них много витаминов.

    ^ Расширение словарного запаса детей:

    Названия: Огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патис­сон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;

    Признаки: Красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, кон­сервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;

    Действия: Сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поли­вать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, сре­зать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заго­тавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

    ^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    Грамматический строй речи

    Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «На­зови ласково» (детям от 4 лет)

    Огурец — огурчик — огурчики,

    Помидор — помидорчик — помидорчики,

    Картофель — картошечка — картошечки,

    Баклажан — баклажанчик — баклажанчики,

    Перец — перчик — перчики,

    Тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки,

    Редис — редисочка — редисочки,

    Морковь — морковка (морковочка) — морковки,

    Свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки,

    Лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,

    Репа — репка (репочка) — репки,

    Чеснок — чесночок — чесночки,

    Петрушка — петрушечка — петрушечки,

    Укроп — укропчик — укропчики,

    Капуста — капусточка — капусточки,

    Фасоль — фасолинка — фасолинки.

    ^ Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много» (детям 5—8 лет)

    Помидор — помидоры — помидоров,

    Картофель — картофель — много картофеля (картошки),

    Баклажан — баклажаны — баклажанов,

    Перец — перцы — перцев,

    Кабачок — кабачки — кабачков,

    Тыква — тыквы — тыкв,

    Морковь — моркови — моркови,

    Свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «мно­го штук»),

    Лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц),

    Репа — репы — много реп,

    Редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»),

    Чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока),

    Петрушка — петрушка — много петрушки.

    ^ Игра «Мы считаем»

    Раз, два, три, четыре, пять —

    Все умеем мы считать.

    Принесли из магазина

    Мы огромную корзину.

    В ней много разных овощей,

    Посчитать-ка их сумей. ^ Ребенок передает овощ сто-

    Ящему рядом.

    33
    — Один огурец. Второй ребенок отдает огурец

    Следующему.

    — Два огурца.

    Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.

    ^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 5—8 лет)

    Сок из помидоров — томатный, …

    Огурцов — огуречный, …

    Моркови — морковный, …

    Капусты — капустный, …

    Свеклы — свекольный;

    Грядка с огурцами — огуречная, …

    Морковью — морковная, …

    Картофелем — картофельная, …

    Кабачками — кабачковая, …

    Тыквой — тыквенная.

    ^ Лексический строй речи

    Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

    Кабачок большой, а огурец — маленький, картофель крупный, а редис — … (мелкий), Перец внутри пустой, а морковь — … (полная), Помидор мягкий, а огурец — … (твердый).

    Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»

    Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)

    Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?

    Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?

    Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

    Что можно из него приготовить?

    ^ Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» (детям от 6 лет)

    Логопед показывает картинки овощей и просит детей отве­тить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т. д.

    Морковь, свеклу, репу, редис — … (дергают).

    Огурцы, помидоры, горох — … (срывают).

    Капусту — … (срезают).

    Картофель — … (выкапывают).

    Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»

    Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); Чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); Кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель);

    Ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).

    ^ Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)

    Назови блюда, которые можно приготовить из разных ово­щей.

    Я положу в борщ — …. Я положу в щи — … . Я положу в суп — … .

    ^ МИНУТКА ОТДЫХА

    Будем знакомы!

    (по ролям)

    И девчонки, и мальчишки

    Очень любят кочерыжки.

    Я — капуста — не хвалюсь:

    У меня отличный вкус.

    Свеклу варят, свеклу парят,

    Без меня обед не сварят.

    Не сготовят винегрет

    Ни на ужин, ни в обед.

    Я и вкусен, я и сочен,

    И на вид красивый очень.

    Всем известен с давних пор

    Под названьем помидор.

    Летом свежий и зеленый,

    А зимой хорош соленый.

    Чем же я не молодец —

    Крепкий, вкусный огурец?

    Я и горький, я и сладкий,

    К солнцу я тянусь из грядки,

    Малышам полезный друг,

    А зовусь я просто — лук.

    Познакомились вы с нами

    И теперь узнали сами,

    Чем же мы полезны вам

    — И большим, и малышам!

    ^ В. Губернаторова

    Как на нашей грядке

    Выросли загадки —

    Сочные да крупные,

    Вот такие круглые.

    Летом зеленеют,

    К осени краснеют. (Помидоры.)

    Сидит дед

    В шубу одет,

    Кто его раздевает,

    Тот слезы проливает. (Лук.)

    Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а… (лук).

    На грядке длинный и зеленый,

    А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)

    Хотя я сахарной зовусь,

    Но от дождя я не размокла.

    Крупна, кругла, сладка на вкус.

    Узнали вы? Я… (свекла).

    Красная девица

    Сидит в темнице,

    А коса на улице. (Морковь.)

    Уродилась я на славу,

    Голова бела, кудрява.

    Кто любит щи —

    Меня в них ищи. (Капуста.)

    Неказиста, шишковата,

    А придет на стол она, —

    Скажут весело ребята:

    «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

    Кругла, а не месяц,

    Желта, а не масло,

    Сладка, а не сахар,

    С хвостом, а не мышь. (Репка.)

    Семьдесят одежек,

    А все без застежек. (Капуста.)
    Дети

    В доме рядышком сидят

    Круглые ребятки. ^ Садятся на стулья. Ведущий

    Осенью пришла беда — Треснул домик гладкий.

    Дети Поскакали кто куда круглые

    Ребятки! Разбегаются по группе.

    ^ Игра «Бабка сеяла горох»

    Бабка сеяла горох. Ох! Дети водят хоровод. В середи-

    Не Хоровода стоит водящий.
    Уродился он не плох. Ох!

    Уродился он густой.

    Мы помчимся —ты постой.

    ^ Дети разбегаются по группе. Водящий ловит одного из де­тей, который и заменяет его.

    Игра «Уберем урожай овощей»

    Имитация движений уборки овощей: картофель выкапывают; капусту срезают; горох срывают.

    ^ Игра-хоровод «Кабачок»

    Кабачок, кабачок,

    Дети стоят в круге.
    Тоненькие ножки,

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили,

    На ноги поставили,

    Танцевать заставили.

    Танцуй, сколько хочешь,

    Выбирай, кого захочешь! «Кабачок» танцует, потом вы-

    Бирает другого ребенка, кото­рый становится «кабачком». Игра повторяется.

    Дети должны знать:

    • Названия фруктов и их частей;
    • Где, на чем фрукты растут;

    ^ ТЕМА «ФРУКТЫ»

    ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    • Свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметьразличать по внешнему виду, правильно определять);
    • Что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т. д.;
    • Что фрукты полезны, в них много витаминов.

    Расширение Словарного запаса Детей:

    Названия: яБлоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, пер­сик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, кос­точка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

    Признаки: Фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкус­ный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, ма­ленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

    Действия: Сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

    ^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    Грамматический строй речи

    Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 5 лет)

    Яблоко — яблочко — яблочки,

    Груша — грушка — грушки,

    Лимон —лимончик — лимончики,

    Апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

    Мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

    Абрикос — абрикосик — абрикосики,

    Вишня — вишенка — вишенки,

    Банан — бананчик — бананчики,

    Дерево — деревце — деревца,

    Сад — садик — садики,

    Ветка — веточка — веточки.

    ^ Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

    Яблоко — яблоки — яблок,

    Груша — груши — груш,

    Слива — сливы — слив,

    Персик — персики — персиков,

    Абрикос — абрикосы — абрикосов,

    Хурма — хурма — много хурмы,

    Вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),

    Апельсин — апельсины — апельсинов,

    Лимон — лимоны — лимонов,

    Фрукт — фрукты — фруктов,

    Сад — сады — садов,

    Косточка — косточки — косточек,

    Дерево — деревья — деревьев,

    Ветка — ветки — веток,

    Пальма — пальмы — пальм,

    Семя (семечко) — семена — много семян,

    Сок — соки — много соков, много сока.

    ^ Образование существительных и прилагательных множе­ственного числа в именительном и родительном падежах «По­считай фрукты» (детям 5—8 лет)

    Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

    Одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

    Одна груша — две груши — пять груш,

    Одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

    Один банан — два банана — пять бананов,

    Один желтый банан — два желтых банана — пять желтых ба­нанов.

    ^ Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

    Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,

    … грушами — грушевое — груша,

    … сливами — сливовое — слива,

    … персиками — персиковое — персик,

    … абрикосами — абрикосовое — абрикос;

    Пальма с бананами — банановая.

    ^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»

    Сок из яблок — яблочный,

    … груш — грушевый,

    … слив — сливовый,

    … вишни — вишневый,

    … лимонов — лимонный,

    … абрикосов — абрикосовый,

    … апельсинов — апельсиновый, … персиков — персиковый, … фруктов — фруктовый, … мандаринов — мандариновый.

    ^ Лексический строй речи

    Поиск антонимов «Скажи наоборот»

    Персик большой, а абрикос маленький;

    У яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;

    Апельсин круглый, а банан длинный;

    Лимон кислый, а персик сладкий;

    Апельсин больше, а мандарин меньше.

    ^ Поиск соответствующего понятия «Беседа о фруктах»

    Что это? (название фрукта).

    Где растет? (На каком дереве, в каком саду растет?)

    Какой формы, цвета? Какой он на вкус? Какой он на ощупь?

    Что можно из него приготовить?

    ^ МИНУТКА ОТДЫХА

    Игра «Исправь ошибки»

    Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

    «Здравствуйте, дети!

    Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблоч­ный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

    Топтыжка»

    Круглое, румяное, с дерева упало —

    Любе в рот попало. (Яблоко.)

    Само с кулачок, красный бочок.

    Тронешь пальцем — гладко,

    А откусишь — сладко. (Яблоко.)

    Он и сочен, и душист,

    А снаружи золотист.

    Много долек в нем, друзья,

    Для тебя и для меня. (Апельсин.)

    Вишу на дереве, кругла, как шар,

    Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)

    Плод — сладкий, и гладкий,

    И круглый, и смуглый,

    И душистый, и пушистый,

    А середка плода,

    Словно камень, тверда. (Персик.)

    Сорвали детишки

    Синие шишки.

    Шишки гладенькие,

    Внутри сладенькие. (Слива.)

    Синий мундир,

    Теплая подкладка,

    А в середине сладко. (Слива.)

    ^ Игра «Хитрый ежик»

    Дети Сидят на стульях.
    Хитрый ежик-чудачок

    Сшил колючий пиджачок:

    Сто булавок на груди,

    Сто иголок позади.

    Ходит еж в саду по травке,

    Натыкает на булавки

    ^ Когда «ежик» дотрагивается до ребят, они называют фрукт.
    Грушу, сливу — всякий плод,

    Что под деревом найдет,

    И с подарочком богатым

    Возвращается к ребятам.

    Зарядка

    ^ Дети повторяют движения.
    Руки поднимаем, яблоки

    Срываем.

    Руки опускаем. В корзину

    Дети садятся.
    Собираем.

    Руки поднимаем и в корзину убираем.

    А теперь, ребята, встать,

    Руки медленно поднять,

    ^ Дети повторяют движения.
    Пальцы сжать, потом

    Разжать,

    Руки вниз и так стоять.

    Наклонитесь вправо, влево

    И беритесь вновь за дело.

    Большинство культур, выращиваемых в огороде, убирают с наступлением осени. Но в природе есть и многолетники, которые способны расти на одном месте без пересадки по 5-7 лет. Мы расскажем, что это за растения и как их вырастить на своем участке.

    Как правило, это зелень, различные виды лука и пряные травы. Все они нуждаются в минимальном уходе, поэтому идеально подходят для новичков.

    9. Чабрец

    Чабрец (он же тимьян) и красивый, и ароматный, и полезный для здоровья. Отвары и настои из высушенного чабреца (к слову, сырье заготавливают в июле-августе) отлично помогут сэкономить на лекарствах от простуды и различных болезней внутренних органов. А чай с чабрецом избавит от депрессии и бессонницы.

    Тимьян способен расти на любой почве, может цвести и в тени, но лучше чувствует себя на ярком солнце. Главный прием при выращивании этой пряной травы – мульчирование компостом (слоем 3-5 см) весной и осенью. Можно даже обойтись без поливов, поскольку тимьян отлично переносит засуху. А вот на зиму в средней полосе кустики рекомендуется укрыть, чтобы защитить от вымерзания.

    Лучшие сорта тимьяна: Айболит, Александрит, Ароматная грядка, Змейка, Лимончелло, Медовый аромат, Тибул.

    Глубина посадки/посева

    Схема посева/посадки

    Лучшие предшественники

    Хорошие соседи

    Нежелательные соседи

    Подкормка (на 1 кв.м)

    5 см (для рассады), 0,5 см (для семян)

    20×35 см

    Огурец, кабачок, горох, фасоль, бобы

    Баклажан, картофель, томат

    Раз в 2-3 года вносят 1 ст.л. аммиачной селитры и по 0,5 ст.л. суперфосфата и сернокислого калия

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *