Роторный снегоочиститель своими руками на трактор

Принцип работы шнекоротора

Шнекороторный механизм состоит из двух частей, которые могут работать раздельно:

  • шнековой;
  • роторной.

Основа шнекового снегоуборщика – шнек с разнонаправленной резьбой, которая идет от обоих краев к центру детали.

Когда шнек вращается, его лопасти передвигают снег к центру, а расположенные по центру лопатки выбрасывают его наружу с большой скоростью.

После этого снег проходит сквозь желоб, который придает ему нужное направление и улетает на обочину.

Вместо одного шнека огромного диаметра обычно устанавливают 2 шнека небольшого диаметра для:

  • увеличения производительности;
  • снижения массы агрегата.

Однако по производительности даже двухвальные шнековые устройства сильно уступают шнекороторным.

Основа роторного (фрезерного) механизма – небольшой вращающийся вал, оснащенный различными лопатками.

Этот вал работает по принципу центрифуги – он разгоняет небольшую массу снега до огромной скорости. Когда снежная масса доходит до отверстия в кожухе ротора, то под действием центробежной силы вылетает наружу.

Правильное направление снежной массе придает поворотный желоб.

Для увеличения производительности вместо одного ротора устанавливают две фрезы. Однако даже в таком варианте агрегат сильно уступает шнекороторным снегоуборочным устройствам.

В шнекороторном механизме шнек:

  • измельчает снег;
  • подает его к быстро вращающемуся ротору.

Последний плохо справляется с грубым неизмельченным снегом, зато очень хорошо выбрасывает наружу перемолотую снежную массу.

Поэтому эффективность шнекороторных снегоуборщиков устройств гораздо выше, чем шнековых или фрезерных.

Оба механизма могут быть как связаны, так и не связаны механически.

Ведь в подавляющем большинстве случаев и шнек, и ротор приводятся в действие гидромотором.

А гидромотор подключен к гидросистеме трактора или грузовика.

Также бывают модели, работающие от вала отбора мощности (ВОМ), соединенного с:

  • мотором транспортного средства;
  • коробкой передач;
  • раздаточной коробкой.

Преимущества и недостатки

По сравнению с другими навесными снегоуборочными агрегатами, шнекороторные устройства также обладают:

  • преимуществами;
  • недостатками.

К преимуществам относят:

  • высокую производительность при уборке слежавшегося глубокого снега;
  • способность справляться с глубоким снегом;
  • большую дальность отбрасывания.

К недостаткам относят:

  • высокую стоимость;
  • очень большой вес;
  • очень маленькую рабочую скорость;
  • зависимость от ВОМ и гидронасоса транспортного средства;
  • невозможность использования в другие сезоны.

Слежавшийся или мокрый глубокий снег очень тяжело убирать с помощью плужных устройств из-за большой массы. Такой снег быстро забивает отвал и взлетает над ним, резко ухудшая обзор.

Попытка уборки такого снега с помощью отвала на низкой скорости приводит к недостаточному разгону снега. Поэтому вместо вылета на обочину, он начинает скапливаться перед плужным устройством.

Шнекороторные агрегаты лишены этого недостатка, потому что дальность отброса снега у них зависит не от скорости движения, а от мощности мотора.

Шнеки перемалывают снег, а ротор далеко откидывает его. Поэтому максимальная эффективность устройства достигается на той скорости, при которой подача снежной массы к ротору равна его производительности.

Если машина едет слишком быстро, то перегруженный ротор не успевает отбрасывать весь снег и перед агрегатом начинает расти снежная куча, мешающая движению.

Поэтому такие устройства эффективны лишь на очень маленьких скоростях (до 15 километров в час).

При этом, чем больше толщина снега, тем меньше должна быть скорость.

Из-за таких ограничений шнекороторные снегоуборочные устройства наиболее эффективны для пробивки дороги по снежной целине, что недоступно никаким другим типам агрегатов.

Шнекороторные агрегаты работают только от вала отбора мощности и гидравлической системы автомобиля.

Эта система управляет подъемом:

  • ковша;
  • крана;
  • кузова.

Поэтому их можно установить лишь на машины, которые изначально оборудованы такой системой.

Попытка установить такой агрегат на обычный грузовик с не откидным кузовом приведет к очень большим затратам.

Придется серьезно потратиться на:

  • покупку весьма недешевого агрегата;
  • переделку машины.

Ведь необходимо не только установить гидронасос и систему управления, но и внести эти изменения в техпаспорт автомобиля.

Все это ограничивает область применения шнекороторных снегоуборочных навесных устройств.

Ведь тот же снежный отвал можно использовать и летом для разравнивания:

  • песка;
  • мелкого щебня.

К тому же, средняя стоимость шнекороторного устройства составляет 350 тысяч рублей, что в 2–3 раза дороже снежного отвала.

Особенности использования с различной техникой

Выбирая шнекороторный снегоочиститель или другое подобное устройство, вы должны понимать, что рабочая скорость транспортного средства не превысит 5 километров в час. А при уборке слежавшегося глубокого снега скорость составит 0,5–2 километра в час.

Поэтому устанавливать такие устройства можно лишь на те машины, которые могут нормально двигаться с такой скоростью, то есть оснащены коробкой передач с делителем.

Ведь двигатель придется держать на близких к средним оборотах, иначе он не сможет обеспечить достаточно энергии для работы шнекороторного механизма снегоуборщика.

Наиболее эффективно работают те агрегаты, которые устроены на тихоходной технике, такой как тракторы.

В этом случае мотор трактора постоянно работает в оптимальном диапазоне оборотов, что:

  • снижает расход топлива;
  • продлевает срок его службы.

Легкие и тяжелые грузовики обычно не оснащают ВОМ, поэтому на них ставят шнековые устройства, работающие от гидронасоса.

Из-за того, что их производительность меньше, чем у шнекороторных устройств, шнековые агрегаты используют для уборки не слишком глубокого снега.

Это позволяет ехать на первой или второй передаче, благодаря чему снижается нагрузка на двигатель.

Некоторые производители предлагают устройства, предназначенные для очистки территории, лежащей за ограждением.

Такие агрегаты оснащают только:

  • шнеком;
  • гидравлическим приводом.

Встречаются и агрегаты с задним расположением, но для их работы необходимо двигаться задним ходом, что очень неудобно. Поэтому они не получили широкого распространения.

В отличие от плужных устройств, шнекороторные механизмы не могут чистить снег до самого дорожного полотна, оставляя на дороге слой толщиной 1–3 сантиметра.

Поэтому для максимальной очистки дороги или какого-то пространства необходимо устанавливать на машину еще и щеточное оборудование.

Максимальная эффективность очистки от снега достигается в том случае, если на один автомобиль установлены:

  • шнекороторный механизм спереди;
  • щеточное оборудование на шасси между колесами;
  • оборудование для разбрасывания песка и соли сзади.

Как выбирать оборудование

Чтобы правильно выбрать оборудование и при этом не переплатить, необходимо хорошо понимать, какие задачи должен решать снегоуборщик.

Если вам нужно быстро очищать от глубокого снега огромные площади, то лучший выбор – шнекороторный агрегат.

Однако такое устройство можно установить только на:

  • трактор;
  • специально подготовленный автомобиль.

Попытка поставить этот агрегат на любую серийную модель грузовика или самосвала приведет лишь к тому, что машина не сможет пройти техосмотр из-за недопустимых изменений в конструкции.

Для очистки от неглубокого (меньше 20 сантиметров) снега подойдет двухвальный шнековый агрегат с гидромотором. Он заметно дешевле шнекороторного агрегата и обладает меньшей производительностью, но в таких условиях весьма эффективен.

Тяжелый грузовик с таким агрегатом сможет двигаться со скоростью 10 километров в час, что вполне допустимо.

Кроме того, необходимо выбирать агрегат, подходящий по способу крепления.

Ведь снегоуборщик с неподходящим креплением придется серьезно переделывать, как минимум, заменяя монтажную плиту.

Если такая переделка выполнена кустарно, то могут возникнуть проблемы с:

  • ГИБДД;
  • страховой компанией.

Поэтому необходимо сразу же выбирать подходящую модель.

Тем более, что многие производители снегоуборочной техники предлагают различные варианты крепления для одного и того же устройства.

Если же вам нужен агрегат для очистки прилегающей к дороге территории, то необходимо подбирать выносной снегоуборщик. Все агрегаты этого типа оснащают одним или двумя шнеками и только гидравлическим приводом.

Если на предприятии есть умелые:

  • слесарь;
  • сварщик;
  • гидравлик,

то они смогут самостоятельно изготовить не слишком сложный навесной снегоуборочный агрегат.

Они помогут серьезно сократить траты на подготовку к зиме. Ведь затраты на изготовление самодельного агрегата гораздо ниже, чем придется выложить за готовое навесное устройство.

Более подробно о том, как самостоятельно сделать шнековый или роторный снегоуборщик, а также о плюсах и минусах использования самодельной техники читайте в данной статье (как сделать навесное оборудование самостоятельно).

Стоимость

Мы составили небольшую таблицу, в которую включили некоторые модели шнекороторных, фрезерных и фрезерно-роторных снегоуборщиков. Информация из таблицы поможет вам понять приблизительную стоимость снегоуборщика.

Название или модель агрегата Тип Привод шнека и ротора Цена Сайт производителя
Снегоочиститель фрезерно-роторный фрезернороторный гидромотор и ВОМ 350000 nermz.ru
Снегоочиститель шнекороторный Ураган-2200 шнекороторный гидромотор и ВОМ 310000 konvend.ru
Су 2.5 «Истребитель Снега» двухроторный ВОМ 677000 pmzavod.ru
Снегоочиститель фрезерный Торнадо двухроторный ВОМ 245000 agromaksnsk.ru
Шнекороторный снегоочиститель на базе Урал и КАМАЗ шнекороторный два гидромотора 460000 dormash-k.com

Если вы хотите приобрести шнекороторный снегоочиститель, но вам нужно очистить небольшую территорию, то рекомендуем приобрести ручной (бытовой) вариант такого агрегата. О них вы можете узнать в данной статье.

Также есть вариант приобрести навесной шнекороторный снегоочиститель для минитрактора или МТЗ. Такое оборудование менее производительное, но обойдется дешевле. Оно также подойдет для очистки небольших территорий.

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Роторные снегоочистители
Категория: Машины городского хозяйства
Роторные снегоочистители

Далее: Универсальная уборочная машина

Роторные снегоочистители предназначены для выполнения ряда работ по снегоочистке и удалению снега: формирования валов снега, отбрасывания снега на свободные площади направленной переброски и укладке снега, погрузки снега из валов и куч в транспортные средства.

В настоящее время получили распространение пять принципиальных схем рабочих органов роторных снегоочистителей, которые, в свою очередь, разделены на две группы: рабочие органы совмещенного типа и рабочие органы раздельного типа.

Рис. 1.36. Схемы рабочих органов роторных снегоочистителей:
а – шнеко-роторный; б – фрезерно-роторный; в – плужно-роторный; г – фрезерный; д – роторный; 1 – шнек; 2 ротор; 3 – фреза; 4 отвал; 5 – фрезерный барабан

В рабочих органах совмещенного типа разработку валов снега и его отбрасывание в сторону выполняет один и тот же рабочий орган. В отличие от этого рабочий орган раздельного типа состоит из двух устройств — одно разрабатывает снег и подает его в другое, а другое отбрасывает снег. Прочность снега в валах на городских дорогах различна. Поэтому наиболее важным требованием к рабочему органу для роторных снегоочистителей, применяемых в городских условиях, является способность разработки снега большой прочности. Наиболее полно этому требованию отвечает рабочий орган фрезерно-роторного типа у которого разработка валов снега обеспечивается фрезой с горизонтальной осью вращения, а отбрасывание снега — ротором.

В связи с тем, что заводы коммунального машиностроения в настоящее время изготовляют роторный снегоочиститель для зимней уборки всего одного типа, в городах применяют роторные снегоочистители, предназначенные для содержания автомобильных дорог и аэродромов. Из этих машин наибольшее распространение получили два снегоочистителя шнеко-роторного типа — ДЭ-210 и ДЭ-211. Эти снегоочистители с аналогичными рабочими органами различаются устройством привода.

Шнеко-роторный снегоочиститель ДЭ-210 смонтирован на автомобильном шасси ЗИЛ-13 по одномоторной схеме. Двигатель автомобильного шасси демонтирован и для привода рабочего органа снегоочистителя и ходового оборудования базового шасси использован один дизельный двигатель. Специальное оборудование машины состоит из рабочего органа, его корпуса, механизмов подвески рабочего органа, гидрооборудования, механизмов привода рабочего органа и ходового оборудования базового шасси.

Рабочий орган установлен с помощью механизма подвески впереди автомобиля и прикреплен к лонжеронам базового шасси. Он состоит из двух шнеков и ротора. Эти механизмы помещены в корпусе рабочего органа. В передней части корпуса один над другим размещены два шнека, направление витков которых обеспечивает перемещение разработанного снега к продольной оси машины. Корпус сварной цельнометаллический, в рабочем положении опирается на лыжи. В задней части корпуса имеются лобовой лист с отверстием и четыре проушины, служащие для соединения корпуса с механизмом подвески. На корпусе закреплен редуктор привода рабочего органа. Шнеки смонтированы на боковинах корпуса на самоустанавливающихся подшипниках. Ротор представляет собой звездообразную литую ступицу с шестью отверстиями, к которым болтами прикреплены лопасти ротора. Кожух ротора представляет собой улиткообразную конструкцию, состоящую из обечайки, имеющей патрубок для выбрасывания снега, и задней стенки. Рабочий орган вместе с корпусом присоединен к механизму подвески, который состоит из рамы, двух рычагов и двух гидроцилиндров подъема рабочих органов. Для погрузки снега в транспортные средства рабочий орган снабжен погрузочным желобом, который соединен с отверстием выбросного патрубка кожуха ротора.

Гидравлическая система машины включает в себя шестеренный насос, три гидроцилиндра, два из которых служат для перемещения рабочего органа в рабочее положение и транспортное положение и один — для поворота кожуха ротора, и другое оборудование. Механизмы машины приводятся в работу дизелем с помощью карданных валов и раздаточного редуктора, который передает крутящий момент коробки передач автомобиля и редуктору рабочего органа. Этот редуктор имеет одну пару конических шестерен и верхний ведомый вал, на котором закреплена ступица ротора. Ведущий вал с помощью карданного вала передает крутящий момент звездочке двухрядной цепной передаче привода шнеков.

Роторный снегоочиститель ДЭ-211, монтируемый на автомобиле Урал-375, отличается от машины ДЭ-210 системой привода, которая выполнена по двухмоторной схеме. На раме базового шасси установлен второй дизельный двигатель, служащий для привода механизмов специального оборудования. Второй двигатель с помощью карданного вала и специальной муфты передает крутящий момент трехвальному промежуточному редуктору, который, в свою очередь, карданными валами приводит в работу редуктор рабочего органа, имеющий цилиндрическую и коническую пары шестерен. Общий вал цилиндрической и конической шестерни несет на свободном конце ступицу ротора. Ведущая коническая шестерня с помощью карданного вала обеспечивает передачу крутя-. щего момента цепной передаче привода шнеков рабочего органа.

В настоящее время в эксплуатации имеется некоторое количество снегоочистителей Д470 и Д450. Шнеко-роторный снегоочиститель Д470, монтируемый на шасси автомобиля ЗИЛ-157, послужил базой при создании машины ДЭ-210. Более мощной машиной является снегоочиститель закономерностей движения снега при его взаимодействии с лопастью ротора.

Рис. 1.39. Схема действия сил на частицу снега в роторе

Для упрощения анализа рассмотрим движение частицы снега по лопасти, считая эту частицу невесомой. Как известно, лопасти ротора могут иметь радиальное положение и отклонения от него вперед или назад по отношению к направлению вращения ротора! Частица снега, попадая на ротор, будет увлечена во вращение и затем при прохождении ротором окна разгрузки будет перемещаться вдоль лопасти. При этом на частицу снега действуют (с учетом принятого допущения, так как сила тяжести мала по сравнению с другими действующими на нее силами) центробежная сила Рц, кориолисова сила Рк инерции и сила трения, вызываемая действием центробежной силы F (при отклонении лопасти от радиального положения) и кориолисовой силой FK соответственно.

Под углом разгрузки понимают угол, на который должна повернуться лопасть метателя, чтобы ее покинули все частицы снега и в том числе самые удаленные от конца лопасти. При определении угла разгрузки можно использовать значения х, хв, хн.

Реклама:

Читать далее: Универсальная уборочная машина
Категория: — Машины городского хозяйства>Противостояние снегу

Роторные снегоуборочные машины

Ю. Поливанов, главный конструктор ЗАО «Коминвест-АКМТ», управляющей компании Северодвинского завода дорожных машин

В коммунальном хозяйстве есть комплекс мероприятий, называемый зимним содержанием дорожного покрытия. Он предусматривает уборку снега с поверхности транспортных коммуникаций силами специализированных машин с навесным оборудованием. Навесное оборудование может быть плужным, щеточным, вентиляторным или роторным, объединяемым в комплекты. Эффективность работы такого комплекта зависит от согласованной работы средств механизации или, иными словами, от производительности, дальности отбрасывания снега, рабочей скорости и др.

Роторные снегоуборочные машины, применяемые на уборке снега с дорожных покрытий, подразделяются на два основных типа: с совмещенным циклом (одноступенчатые), когда разработка снега и отбрасывание осуществляются одним механизмом, и с раздельным рабочим циклом (двухступенчатые), когда один механизм – питатель – отделяет снег от забоя, а метательный аппарат транспортирует разработанную массу за пределы очищаемого участка.

К машинам с совмещенным циклом относятся плужно-роторные снегоочистители (рис. 1, а) и фрезерные (рис. 1, г). Совмещение операций позволяет создать компактный, менее металлоемкий рабочий орган, благодаря чему машина приобретает очень важное свойство – маневренность. Поскольку снижается нагрузка на ближний к рабочему органу мост, снегоочиститель идет с большей транспортной скоростью. Однако совмещение операции разработки снега и транспортировки его в сторону от направления движения неизбежно ведет к непроизводительным потерям мощности, так как резание снега, исходя из условий энергоемкости процесса, ограничено скоростями 9…10 м/с, а для отбрасывания необходимы окружные скорости в 2…3 раза большие. Поэтому увеличение дальности отбрасывания в снегоочистителях этого типа за счет повышения частоты вращения исполнительного механизма приводит к нерациональному распределению мощности в рабочем органе и, следовательно, к снижению производительности машины.

Раздельный принцип удаления снега с покрытий дает определенные преимущества. Привод питателя и метательного аппарата осуществляется через индивидуальную кинематическую цепь, поэтому режим работы, конструктивные формы элементов, их расположение и количество выбирают для каждого механизма, исходя из условий рационального рабочего процесса. Снегоочистители, рабочий орган которых выполнен по такой схеме, получили название шнекороторных (рис. 1, б) и фрезерно-роторных (рис. 1, в), а различаются они исполнением и компоновкой питателя, конструктивное оформление которого определяет размер шнека, используемого для разработки снежного массива.

В России из числа упомянутых типов роторных снегоочистителей наибольшее распространение получили шнекороторные, которые могут быть выполнены по одно- или двухмоторной схеме. Приверженцем первой схемы является ОАО «Севдормаш». В его снегоочистителе КО-605М передача крутящего момента к навесному оборудованию и отбор мощности на механизм передвижения осуществляются от одного двигателя, расположенного на раме.

КО-605М

По двухмоторной схеме изготовлен снегоочиститель ДЭ-226. Привод рабочего органа осуществляется от дополнительного двигателя, установленного на раме базового автомобиля, за кабиной, а передвижение – от штатного двигателя (рис. 2, а).

Главным отличием КО-605 от других машин, производимых в странах СНГ, является рабочий орган, в котором использована новая конструкция метательного аппарата. Метатель – дисковый, лопастной. Центральная загрузочная область выполнена коноидально для свободного входа снежной массы в полость метательного аппарата. Лопатки метателя состоят из двух сопряженных между собой участков: разгонного и направляющего. Такое конструктивное решение позволяет увеличить пропускную способность метательного аппарата и придать частицам снега в момент разгрузки в направляющий патрубок одинаковую по величине и направлению скорость.

Таким образом, конструктивное решение метательного аппарата снегоочистителя КО-605М учитывает особенности его рабочего процесса: предотвращает выброс снежной массы с лопастей, создает компактный однородный снежный поток с минимальной площадью рассева. Применение такой конструкции метателя позволило увеличить производительность шнекороторного снегоочистителя на 30…40%, а дальность отбрасывания – на 25…45% без увеличения мощности установленного двигателя. Кроме того, одномоторная схема, по которой выполнен снегоочиститель КО-605М, позволяет обеспечить простоту управления и технического обслуживания, сделать машину компактной.

Две механические трансмиссии снегоочистителя ДЭ-226 содержат разъединительные муфты, редукторы, преобразующие частоту вращения, карданные передачи и другие узлы, обеспечивающие привод рабочего органа и механизма передвижения.

Существует мнение, что двухмоторная схема исполнения снегоочистителя позволяет получить независимое регулирование скорости передвижения машины в широком диапазоне, используя пятиступенчатую коробку передач и дополнительную, двухступенчатую, которые обеспечивают набор из 10 передач, а в пределах включенной ступени скорость можно регулировать, меняя частоту вращения основного двигателя, однако такой взгляд ошибочен. Для того чтобы адаптировать скорость машины к изменяющимся условиям снегоочистки, надо иметь наибольшее соотношение передаточных чисел в рабочем диапазоне скоростей не более 1,2, что влечет за собой увеличение передач минимум в 3 раза. Кроме того, по условиям рационального рабочего процесса линейная скорость машины не должна превышать принятой окружной скорости шнеков. Если это соотношение нарушается, то сопротивление передвижению машины становится сопоставимо с тяговыми показателями снегоочистителя по сцеплению. На практике это означает, что водитель использует всего две первые передачи.

ДЭ-226

Основным недостатком рассматриваемой схемы является нерациональное использование дизеля базового шасси в рабочем режиме, который загружен всего на 10% и длительное время работает с частотой вращения меньше номинальной. Это обстоятельство приводит к закоксовыванию камеры сгорания, клапанов и форсунок, что значительно сокращает ресурс двигателя, снижает эффективность его использования и приводит к непроизводительному расходу топлива. Другим недостатком этой схемы является перекрестное направление силовых потоков, когда ходовой двигатель приводит заднюю тележку автомобильного шасси, а с двигателя, расположенного позади кабины, крутящий момент передается на рабочий орган, навешиваемый перед ней. Кроме того, оборудование и ходовой двигатель перегружают передний мост на 2200 кг в транспортном режиме, поэтому в целях предотвращения его разрушения скорость передвижения ограничивается 40 км/ч. Таким образом, мнение о том, что наличие второго двигателя улучшает показатели машины, оказывается несостоятельным.

Привод рабочего органа этой машины одноступенчатый, поэтому частота вращения винтового питателя фиксирована и имеет жесткую кинематическую связь с метательным аппаратом (с неизменным в процессе работы передаточным числом). При таком исполнении привода частота вращения шнеков и лопастного колеса метательного аппарата меняется только при изменении частоты вращения двигателя, синхронно и в сторону уменьшения. Если учесть, что рабочая скорость находится в функциональной зависимости от окружной скорости шнеков и должна быть меньше, то снижение оборотов шнеков при неизменной поступательной скорости машины приводит к увеличению сопротивления ее передвижения и буксованию.

В кожухе питателя рабочего органа снегоочистителя ДЭ-226 установлены однозаходные полностенные шнеки со встречным направлением навивки и постоянным по длине углом подъема винтовой линии, равным 18°. По кромке винтовой лопасти нарезаны гребни, предназначенные для более интенсивного внедрения лопасти в снежный забой. Однако такое исполнение режущей кромки шнека ухудшает процесс транспортировки снега к приемному патрубку, поскольку при перемещении винтовой лопастью часть снежной массы проскакивает в зазор между выступами гребней. Кроме того, исследованиями установлено, что форма режущей кромки не оказывает существенного влияния на процесс разработки снега и, следовательно, не снижает энергоемкость питателя.

Аэропорт Ахтубинск. Военный вариант ДЭ-210БМ (Севдормаш)

В конструкции метателя снегоочистителя ДЭ-226 использована ступица с шестью лапами, усиленными продольными и поперечными ребрами жесткости. К лапам крепятся плоские лопасти с несколько загнутыми боковыми кромками. Поверхность лопасти отклонена от радиуса назад, против направления вращения, на угол 8°. Ступица выполнена сварной из двух втулок и фланцев, к которым крепятся опорные пластины. С тыльной стороны пластины объединены кольцом, которое должно, смещаясь относительно ступицы, воспринимать ударные нагрузки при взаимодействии с инородными предметами и перераспределять их на все опорные пластины.

Недостатком такой конструкции является изолированность лопастей друг от друга по периферии метателя, что приводит к перегрузкам в ступице при взаимодействии со снегом или препятствием и снижает надежность метателя в целом. По данным эксплуатационных служб, изгиб лопастей и излом ступицы происходит примерно через каждые 200 машино-часов работы снегоочистителя.

Центральная загрузочная область метателя не позволяет рационально использовать кинетическую энергию движущейся от шнеков массы снега. Ее эвакуация к лопастям происходит в основном за счет силы тяжести и частично за счет инерционных сил. Это вызывает непроизводительные затраты на последующий разгон снежной массы и увеличивает время ее пребывания в полости метательного аппарата. Наличие неподвижной задней стенки кожуха приводит к дополнительному расходу мощности из-за трения о перемещаемый лопастями снег.

Проанализировав конструктивное исполнение роторных снегоочистителей, можно сказать, что широко известная модель ДЭ-210А, Б, а в дальнейшем популярный снегоочиститель КО-605М претерпели более 1000 существенных изменений, направленных на снижение издержек по эксплуатации машин данного типа, учитывая сравнительную дороговизну при покупке новой машины, а также увеличение эффективности и производительности.

Машина ДЭ-226 с двухмоторной компоновкой, снабженная шнекороторным оборудованием, не претерпела за много лет сколько-нибудь значимых изменений, менялись только мощность и модели силовых установок. Тенденция к повышению мощности двигателей (танковых 1Д12 на 400 л.с. или псевдоувеличение мощности путем суммирования мощности шасси и мощности дополнительного двигателя) при неизменной конструкции рабочего оборудования и принципиальной схеме снегоочистителя не вызывает качественного изменения технологического процесса и приводит к увеличению несоответствия производимой снегоочистителем работы и мощности источника энергии (двигателя), т. е. к снижению КПД.

Первый канал телевидения, 9 сентября 2005 года: «В мире и России растут цены на бензин»

Не оправдывает себя и расхожее мнение, что двухмоторная машина надежней, так как если двигатель рабочего органа выйдет из строя, то на двигателе шасси можно доехать до базы! А если выйдет из строя двигатель одномоторной машины, то она встанет. Вопрос: а если выйдет из строя двигатель шасси, куда можно уехать на дополнительном (автономном) двигателе привода рабочего органа? Получается, это просто суеверие.

А теперь поговорим серьезно о расходе топлива и обслуживании двигателя. Посчитаем – расход топлива средней «восьмерки» ЯМЗ-238 составляет 48…50 л/ч, а двух двигателей – около 100 л/ч. Итак, при стоимости дизельного топлива 16 руб./л:

1 двигатель – 50 л/ч х 16 руб./л = 800 руб./ч;

2 двигателя – 100 л/ч х 16 руб./л = 1600 руб./ч.

Экономия – 800 руб./ч.

Смена длится в средней полосе России не менее 5 ч, две смены – 10 ч, а на Крайнем Севере двигатели вообще не глушат. Вот и подсчитаем, сколько в сутки вылетает в трубу российских рублей.

В средней полосе:

1 двигатель – 2 смены по 5 ч, итого 10 ч х х 800 руб. = 8000 руб. в сутки;

2 двигателя – соответственно 16 000 руб. в сутки.

Северодвинск. Отгрузка партии КО-605М для Чукоавтодора

Экономия в средней полосе – 8000 руб. в сутки.

В северных регионах:

1 двигатель – 24 ч х 800 руб. = 19 200 руб. в сутки;

2 двигателя – 38 400 руб. в сутки.

Итого в сутки экономия на одномоторной компоновке для северных регионов составляет 19 200 руб. Если перевести эти данные с поправкой на продолжительность зимнего сезона, то получается экономия в среднем в год от 720 тыс. руб. в средней полосе до 4,5 млн. руб. в районах Крайнего Севера.

При такой занимательной арифметике сравнивать стоимость содержания и ремонта одного и двух двигателей даже не стоит, но если кто-то хочет – может заняться. Уверен, получатся интересные данные. Так что перед тем, как готовить сани к зиме, т. е. покупать шнекоротор, возьмите калькулятор и посчитайте. Может, все-таки один мотор – хорошо, а два – хуже?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *