Проект ландшафтного дизайна

Топ-5 программ для домашнего использования

Графический редактор для начинающих обладает максимально понятным и простым интерфейсом, а также позволяет создавать новые планировки дачного участка и вносить коррективы в уже готовые проекты. Это удобно, поскольку не всегда есть возможность узнать, как будут выглядеть те или иные элементы в реальной жизни. Рассмотрим пять самых простых, доступных и легких графических редакторов для начинающих.

Планировщик садового участка (X-Designer)

Эта программа ландшафтного проектирования — самая простая, поскольку не требует дополнительных навыков и знаний в работе.

Интерфейс программы X-Designer

Все, что требуется от пользователя, — выбрать тип участка, внести его размеры и наслаждаться подбором тех или иных декораций. Богатая библиотека располагает широким выбором следующих компонентов:

  • Жилые постройки: деревянный сарай, беседки из дерева, пристройки, веранды, мансарды);
  • Озеленение участка (растительность, характерная для конкретного региона);
  • Малая архитектура (статуи, фонтаны, клумбы и многоуровневые водопады).

На этапе проектирования программа способна подсказывать пользователю о рентабельности установки того или иного сооружения. Особенно это касается деревьев и кустарников. Сложно представить, каким будет дерево через пару десятков лет и где его лучше посадить, чтобы получить максимальную выгоду.

Планировщик сада поможет сделать это быстро, а, главное, редактор имеет высокий уровень реалистичности, позволяя увидеть, какой будет иметь вид дачный участок через несколько лет.

Есть возможность сфотографировать проект и получить реальный план ландшафтного озеленения дачного участка, благодаря которому будут производиться последующие работы.

Sierra Land Designer

Еще одна бесплатная программа планирования ландшафта, которую можно скачать бесплатно. Удобный интерфейс не вызовет трудностей даже у новичков, однако, английский язык для многих может стать существенной проблемой. К преимуществам можно отнести следующие показатели:

  • Способность проектирования с учетом времени года;
  • Возможность наблюдения за состоянием участка в любое время суток;
  • Проект можно сохранять и начинать работу с сохраненного места;
  • Есть функция печати;
  • Абсолютно бесплатная, не требует подтверждений;
  • Огромная библиотека.

Помимо всего этого, есть возможность разметки территории и нанесения габаритов любых ландшафтных элементов, включая растительность.

Интерфейс программы Sierra Land Designer

Удобное масштабирование и способность внесения коррективов на любых этапах формирования эскиза делает программу полюбившейся не только у новичков, но и у профессионалов своей работы.

Графический редактор может составлять должную конкуренцию более профессиональным версиям благодаря удачному программированию и постоянным обновлениям, которые так же, как и сама программа, бесплатные.

Наш сад Кристалл 10

Графический редактор, функциональные способности которого гораздо шире. Так же, как и предыдущие, программа обладает обширной базой и возможностью просматривать изображение в формате 3d. Это существенно облегчает проектирование, поскольку есть возможность получения полноценной картинки, которая отображается с разных ракурсов.

Здесь имеется уникальная функция, которой нет в других редакторах — автоматическое форматирование.

Пример разработки ландшафта в программе Наш Сад

То есть пользователь выбирает любые понравившиеся элементы для ландшафтного дизайна, а программа самостоятельно указывает оптимальные места для их расположения, учитывая особенности местности и ее размеры. Это удобно, когда нет пространственного мышления. Скачать программу для создания ландшафта любого участка можно в интернете. Эта процедура является полностью бесплатной.

Garden Planner 3

Несмотря на английское название, программа полностью русифицирована и представлена в полный доступ любому пользователю. Особенностью планировщика является богатая база именно зеленых декораций. Клумбы, на которых произрастают самые различные растения, могут создаваться с учетом климата и минимальных температур в холодные поры года. Это позволит избежать гибели растений в реальной жизни, когда неопытные ландшафтные дизайнеры не осведомлены об особенностях насаждений.

Также к каждому растению предлагается широкая карта, где есть вся информация об уходе, поливе и морозоустойчивости. В реальном времени можно посмотреть, как будет выглядеть цветник в ближайшие годы с учетом роста и размножения заданных растений.

Скачать программу не составит труда, она малоемкая и не требует от компьютера специальных возможностей.

3D Home Architect

Уникальность планировщика заключается в том, что он помогает совместить элементы ландшафтного дизайна с постройками и жилой зоной. Это очень важно, чтобы ландшафт гармонично вписывался в общую картину территории, поэтому архитектор в этом случае незаменим. Работа с 3d помогает получать многогранные проекты не только для домашнего использования, но и для профессиональных целей.

Также значительным плюсом является способность быстрого переключения между окнами, отсутствие необходимости дублирования всех параметров. Это делается автоматически, позволяя на выходе получать готовые планы, в которых имеются все показатели, выполненные в масштабе.

Наличие дополнительных функций приравнивает редактор к более профессиональным программам, используемым при проектировании ландшафтного дизайна, нежели все предыдущие.

Программы профессионального уровня

Когда речь идет о создании полноценных проектов, без специализированных редакторов не обойтись. Главное их отличие от домашних заключается в увеличении инструментов и параметров, а также способности самостоятельно рисовать и создавать любые элементы, которых нет ни в одной библиотеке. Желая получить такой проект, от которого соседи будут в восторге, следует пользоваться профессиональными программами.

Естественно, за такое пользование придется платить, причем немалую сумму. Лицензионные версии стоят относительно дорого, зато расширенные возможности помогут вернуть вложение в кратчайшие сроки.
Разберем две программы-лидера, которые мало чем отличаются и конкурируют на рынке проектирования достаточно большой отрезок времени.

Пример 3D планировки ландшафта участка

К ним относят 3D Max и AutoCAD. Они в своем роде лучшие редакторы для создания проектов, но для работы требуют определенных знаний.

3D Max

Программа используется преимущественно в коммерческих целях, помогая архитекторам и дизайнерам проектировать ландшафт. Без специального образования, или хотя бы подготовительных курсов по работе с редактором проект не сможет быть воплощен в жизнь.

Огромное количество всевозможных элементов, а также способность одновременного проектирования в разных плоскостях значительно облегчает жизнь, освобождая от ненужных чертежей и разметок.

Фонтаны, клумбы, цветники, многоуровневые озеленения, каменные скульптуры, дорожки, деревья и кустарники — это и многое другое гармонично впишутся в любой ландшафт, если он проектируется с 3D Max. Высокая стоимость программы и защита от копирования делает ее не менее востребованной и популярной среди архитекторов.

AutoCAD

Всем известная многопрофильная программа откроет свои секреты только тому, кто досконально изучит азы работы с ней. На это уйдет определенное время и усилия, но результат того стоит. Помимо возможности самостоятельного рисования и черчения, программа способна моделировать более миллиона вариаций расположения любого элемента, причем это будет вполне оправдано.

Главный упор редактора все же на проектирование и построение линий, которые отвечают за рельеф. Благодаря им создаются объемные картинки, которые полностью совпадают с тем, что получается в реальной жизни.

Желая облагородить дачный участок не нужно искать дорогостоящие программы, в которых разобраться сможет не каждый. Вполне достаточно скачать примитивный редактор, способный оценивать особенности местности и подбирать оптимальные варианты, которые не только красивы и эстетичны, но и практичны в эксплуатации.

Введение

Всем привет! Меня зовут Алиреза Хаджехали, и я здорово подсел на реализм. В данный момент я получаю степень бакалавра по специальности «Программирование», и мой выпуск должен состояться примерно через 8 месяцев. Что касается 3D-графики, то здесь я самоучка, и эта область знаний для меня – настоящая страсть. Именно она и помогает мне двигаться вперед.

Все началось с того, когда я обнаружил, что у моего Crysis 1 есть редактор, который можно открыть двойным кликом мышки и тут же стать игровым разработчиком. «Никогда не говорите ребенку, что посадить пару деревьев – это непосильная задача!» Вскоре вышел CryENGINE 3 Free SDK, после чего моей основной деятельностью стали создание сцен и помощь маленьким инди-проектам, плюс я несколько лет проводил кучу свободного времени за бесплатной работой и в один прекрасный момент смог, наконец, представить себя как художника окружения с солидным портфолио.

Из того, что я делал недавно, можно выделить LawBreakers, где я делал природные фоны для уровней. Работая над Chronicles of Elyria, я был в позиции универсала, то есть создавал и игровые уровни, и рекламные шоты. Кроме того, я делал ландшафт в Squad и сейчас работаю с друзьями над Our Ghosts of War, это личный проект.

Я думаю, каждый художник окружения мечтал заниматься этим с самого детства. К примеру, когда мне было 4-5 лет, то я всегда, смотря фильмы, думал о том, как бы я оформил декорации, доверь они это дело мне. Мне всегда нравилось комбинировать вещи таким образом, чтобы они отлично смотрелись друг с другом – именно это я и делал в CryENGINE 2 в свои моддеррские деньки.

Переход от маленьких сцен к обширным пространствам произошел, когда я впервые увидел Battlefield 3. Я был очень впечатлен этими огромными пейзажами и особенно – работой Эндрю Гамильтона. Он собаку съел на всем, что касается открытых локаций, поэтому в его работе все детали изумительны и находятся в полной гармонии друг с другом. В общем-то, в этом и есть секрет хороших открытых ландшафтов. «Не нужно недооценивать что-либо, исходя из размера. Даже маленькая галька на земле так же важна, как и огромные горы!» На тот момент я по-прежнему пользовался CryENGINE 3, но из-за недостатка инструментов для создания больших открытых пространств я таки бросил его и перешел на UE 4.0.1.

Должен признаться, что когда вы, наконец, доделываете большую открытую локацию, где все сделано до последней песчинки правильно, чувство удовлетворения гораздо сильней, чем от создания маленькой изолированной сцены. И это именно тот наркотик, который заставляет меня двигаться дальше. Я всегда жду момента, когда закончу очередную работу и смогу насладиться тем, что создал.

Генерация ландшафта

Как правило, для генерации карты высот я использую WM2 (World Machine 2). Далее беру карты высот и несколько масок, с их помощью делая карту веса (splat map). Использование карты веса для ландшафтов – это старый, но по-прежнему самый лучший метод. Я также экспортирую карту высот в сетку, а затем использую эту сетку для дизайна фонов локации. Для этого я сначала упрощаю сетку, а затем запекаю высокополигональную модель в низкополигональную, чтобы у меня был низкополигональный ландшафт и карта нормалей, которые можно разместить за пределами локации и тем самым создать видимость, что локация больше, чем на самом деле. Вот две картинки, показывающие разницу с фоновыми моделями и без них:

Затем я использую 3ds Max и ZBrush для создания вспомогательных объектов для окружения. К примеру, камни. Чтобы «распластать» камни по UV-плоскости, я использую программу Unfold3D. Она, к слову, очень быстрая. Затем я делаю плиточные текстуры в UE4 при помощи нода Object Radius, чтобы плотность текселей оставалась одинаковой, как бы я не менял масштаб камня.

К слову, у меня есть одна специальная функция, которая позволяет использовать цветовую информацию определенной точки ландшафта на объектах, которые на этой точке находятся. Это позволяет делать более плавные переходы между землей и камнями.

Дополнительная работа в UE4

Самое интересное начинается после того, как я импортирую в UE4 карту высот и начинаю играться с материалами, функциями, освещением, атмосферой и т.д. Я делаю кучу поправок, постоянно все меняя, пока не поймаю настроение локации.

Я использую, как правило, 4-6 материалов на один пейзаж, и конечный результат, который можно видеть на картинках, как правило, требует 3 Гб памяти RAM (4K-текстуры) и бегает с частотой от 60 до 100 кадров в секунду на моей 970, что неплохо для мира площадью в 64 квадратных километра, с динамическим глобальным освещением (при помощи LPV) и включенной тесселляцией (от англ. «tessellation»; это технология, разбивающая полигоны на мелкие части, которые затем можно использовать для улучшения качества картинки), меняющейся в зависимости от расстояния.

Что касается тесселляции, меняющейся в зависимости от расстояния, то я создал библиотеку модульных функций, с помощью которых могу улучшить качество пейзажа, причем с очень небольшими затратами вычислительных ресурсов. Более того, эти функции универсальны, и я могу использовать их при работе с другими локациями, делая абсолютную красоту и очень быстро. Вот пара картинок, показывающих, как было до и стало после.

А вот еще одна функция, которая в качестве входной информации использует траву и на ее основе позволяет создавать бесконечное количество вариаций – не генерируя новые текстуры, а просто по-другому окрашивая траву. Впрочем, иной раз для того, чтобы пространство не выглядело однообразно, достаточно лишь одного типа травы, безо всяких вариаций.

Текстуры

Megascans – это очень богатый источник материалов для художников окружения. Впрочем, этой библиотеке пока не достает вариативности материалов, поэтому я не полагаюсь лишь на нее, а использую также CGTextures и делаю собственные текстуры.

Теперь к важному. Вы об этом не спрашивали, но, как мне кажется, этим стоит поделиться. Неважно, Megascans это или нет, но когда вы импортируете текстуру в движок, она начинает выглядеть посредственно. В библиотеке Megascans поверхности отрендерены в миллионы полигонов. Мельчайшая детализация, все в 3D, поддержка теней и генерация AO. Но совсем другое дело, когда вы импортируете эти материалы в игровой движок. В игровых движках поверхности выполнены с небольшим количеством полигонов – как правило, 2 треугольника на один квадратный метр. Но есть способы это обойти. Среди художников окружения есть расхожее мнение, что на PBR-движке металлическим материалам не нужна карта отражений. Также многие ошибочно думают, что на карте альбедо не должно быть теней. Согласиться с этим категорически не могу.

Есть такая штука как микротени, и игровые движки их делать не умеют, поэтому эти микротени нужно добавлять на карту альбедо. Чтобы вы лучше понимали, что такое микротени, взгляните на картинку ниже:

Если удалить эти тени с карты альбедо, то игровой движок их реконструировать не сможет – независимо от того, используете ли вы отдельную карту для AO или нет. AO-карты никак не повлияют на текстуру, если поверхность находится под освещением, т.к. они работают, только если поверхность покрыта тенями. Так что эти микротени нужно добавлять на карты альбедо. Некоторые люди зачем-то удаляют эти тени, затем используют отдельную AO-карту, а затем объединяют ее с картой альбедо в редакторе материалов, но я не понимаю, зачем удалять тени, а затем снова их добавлять ценой дополнительной AO-карты.

Эти микротени представляют собой трещины и дыры в поверхности, и они, как правило, всегда темные, потому что свет от них почти не отражается. Но есть один момент. Если у вас за отражение отвечает одно и то же значение, это значит, что вся поверхность отражает свет одинаково, и это, если принять во внимание пример выше, неправильно, потому что от этих дыр и трещин света практически не отражается, поэтому значение отражения для этих дыр и трещин должно быть меньше, чем для плоской поверхности.

Я не использую для этого отдельную карту отражений, т.к. это лишняя трата вычислительных ресурсов. Но я могу задействовать карту отражений на карте альбедо, добавив нод Clamp (он ограничивает заданное значение в пределах определенного диапазона) с минимальным значением «0» и максимальным «0,5» («0,5» – это отражение на большинстве неметаллических поверхностей). Чтобы добавить вариативности на получившуюся карту отражений и сделать поверхность более интересной, мы можем пропустить ее через нод Power (он берет заданное значение и умножает его на себя определенное количество раз), чтобы сделать более контрастной перед тем, как за работу примется нод Clamp. Это позволяет сделать поверхность более правдоподобной, поскольку теперь дыры и трещины не отражают свет так же, как и плоская поверхность.

Ниже – пара фотографий, демонстрирующих разницу между обычной текстурой для камня и текстурой, куда я добавил изменения, о которых рассказал выше.

А вот то же самое, но если смотреть только через буфер отражений.

Здесь также можно было бы рассказать об эффекте Френеля, но поскольку этот текст и так превращается в «Войну и мир», то я, пожалуй, воздержусь. Может быть, в следующий раз.

Оптимизация

Способов оптимизировать окружение есть великое множество, и некоторые из них я использую для своих пейзажей. Думаю, самый лучший метод – это укладка в каналы (от англ. «channel packing»; это техника, при которой каналы R, G и B изображения используются для хранения различных данных), он помогает сберечь ресурсы памяти и уменьшить сложность шейдеров. То есть вы можете уложить три монохромные карты альбедо в одну RGB-текстуру, а затем раскрасить каждый канал в редакторе материалов. Я, правда, этим методом не пользуюсь, т.к. стараюсь сохранить оригинальную цветовую информацию. Но что я делаю, так это помещаю карту смещения (displacement map) в синий канал карты нормалей и выставляю тип компрессии на «Masks». Затем я простой математикой реконструирую синий канал карты нормалей в редакторе материалов, что позволяет мне не использовать отдельную карту смещения. Выставление типа компрессии на «Masks» снижает использование памяти примерно на 50%. Я также, бывает, извлекаю карту неровностей из карты альбедо и помещаю ее в альфа-канал карты нормалей, но редко – лишь в случаях, когда нужна уникальная карта неровностей.

Что касается сеток для камней, то я, как правило, не экономлю треугольники, и стараюсь придерживаться уровня примерно в 30 тысяч треугольников на камень – это очень помогает погружению, если игрок вдруг окажется рядом с таким камнем. Кроме того, я использую, как правило, 4 или 5 уровней детализации – чтобы при перемещении игрока объект не дергался. Кроме того, я стараюсь максимально снизить количество треугольников на уровень детализации, при этом сохраняя форму, поэтому у меня не получается так, что на 0-ом уровне детализации я вижу камень, а на 5-ом – базуку.

О другом способе я уже рассказывал выше – это функция для травы. Смысл в том, что я использую для травы одну текстуру и одну сетку, а затем делаю много разных вариаций, чтобы покрыть ими сотни метров вокруг игрока, причем тот не замечает, что это, по сути», «клоны» одной и той же травы.

Освещение

Прощу прощения, но этот раздел обещает быть большим. Системам для работы с PBR-материалами нужно физическое освещение. Я имею в виду, что мы должны знать, сколько именно света мы проливаем на наши материалы, иначе смысл в использовании PBR для создания реалистичных ландшафтов, по сути, попросту теряется.

К сожалению, свечение от солнца в UE4 не измеряется в единицах измерения вроде люксов, поэтому мы, в сущности, не знаем, сколько света излучаем на создаваемый мир. Впрочем, есть несколько способов, позволяющих рассчитать эту величину, но результат вряд ли будет таким же удовлетворительным, как с физическим светом. Поэтому я поделюсь с вами собственными находками. Если у вас облачная погода, то вам нужна, собственно, облачная небесная сфера и параметр «Skylight Intensity», выставленный «1». Для солнечно-облачного денька параметр «Sun Intensity» лучше выставить на «3.14», а «Skylight Intensity» имеет смысл немного снизить – для поддержания хорошего контраста между светом и тенью. Если у вас меньше облаков и больше солнца, то для «Sun Intensity» подойдет значение «4» или «5». Для выжженных пустынь с беспощадным солнцем параметр «Sun Intensity» можно выставить на «7».

Но я очень не рекомендую идти выше «7», поскольку материалы начинают выглядеть хуже. Люди часто ставят «10» или даже «12», но это ошибка. В итоге либо ваши текстуры будут недостаточно освещены (они будут темнее, чем должны), либо вы станете жертвой тональной компрессии (от англ. «tone mapping»; это конвертация цветового диапазона из HDR в более «узкий» LDR). В UE4 эта функция ограничивает белый цвет, поэтому поначалу у вас получается очень блеклое изображение, и немного компенсировать это можно, лишь сильно подняв параметр «Sun Intensity». Но в итоге от такого света материалы теряют свою оригинальную детализацию. Чтобы справиться с этим, но не отключая тональную компрессию (поскольку вместе с ней отключится и куча других функций), я создал специальную таблицу – если загрузить ее в Post Processing Volume, это вернет белые цвета обратно к оригинальным позициям, а вы сможете пользоваться полным диапазоном яркости (0-255).

Разобравшись с белыми цветами, можно попробовать увеличить контраст картинки, чтобы сделать ее более интересной, правда из-за этого может пострадать реалистичность. Поэтому, если вы больше склоняетесь к «больше реализма!», чем к «даешь интересно!», то значение для контраста лучше оставить по умолчанию или около того.

Совет

Будь вы художник окружения или кто-то еще, всегда старайтесь найти дело, к которому испытываете настоящую страсть. Правда, стоит иметь в виду, что если вы серьезно ввязываетесь в этот бизнес, то важны будут не только ваши «хотелки», но и желания других членов команды.

Кроме того, после создания карты высот и до перехода к текстурированию/освещению имеет смысл немного пробежаться уровню, чтобы проверить масштаб. Это очень сэкономит вам время.

Следите за тем, чтобы ваши материалы выглядели как надо. Не бойтесь менять материалы (особенно цвета), пока не достигнете полной гармонии.

Делая окружение для открытых локаций, станьте первым, кто по нему пройдется, станьте первым, кто будет судить, подходит ли эта локация хотя бы для 2-3 разных типов геймплея или нет. Будьте первым, кто позаботится о производительности и оптимизации. Упростите работу другим.

Обращайте внимание на мелкую детализацию, не делайте исключений. Камни, трава, галька, горы – не забывайте ни о чем. Не перескакивайте с одного объекта на другой, пока хорошенько его не доделаете. Один хорошо сделанный световой меч заслуживает больше уважения, чем 10 посредственных локаций.

Создавайте модульные функции, которые можно будет использовать повторно. Это здорово экономит время и усилия, попутно улучшая качество.

Не бойтесь делать по несколько проходов. Делайте одну версию, потом еще и еще, пока не поймете, что да – это оно! И учитесь у тех, кто критикует вашу работу.

Если у вас есть какие-то вопросы, можете смело писать мне. Но заранее извиняюсь, если с ответом будут задержки. Бывает, я работаю по 16 часов подряд, забывая даже почесать макушку.

Представительства сайта «80 level» в Twitter и VK.

Разработка проекта

Проект ландшафтного дизайна предполагает 2 основных этапа.

  • Подготовка.
  • Разработка.

Можно обратиться к специалисту, который сделает работу быстро, согласно нормам. Но стоить это будет не менее 10 тысяч рублей, сумма зависит от размера участка.

Профессионалы используют в работе точное оборудование, но их услуги обходятся недешево

Ландшафтное проектирование сложное, но интересное занятие, фантазия и участие собственника имеют большое значение, многие разрабатывают самостоятельно, опираясь на основные этапы процесса, готовые работы профессионалов, их советы.

При проектировании учитываются нормированные расстояния до объектов

Подготовка к созданию проекта включает в себя:

  • точные замеры площадей;
  • анализ имеющихся насаждений, их санитарное, декоративное состояние;
  • изучение химического состава почвы;
  • анализ общего рельефа;
  • анализ имеющихся коммуникаций;
  • уровень естественной освещенности местности;
  • степень загрязненности почвы.

Разработка проекта ландшафтного дизайна участка начинается с создания общего эскиза. На нем должно быть хорошо видно, где какая зона расположена.

На втором этапе создается эскиз, отображающий разбивку участка на функциональные зоны

Законы оформления дачных участков

Как бы человек не старался повсюду устанавливать свои законы, природы это не касается. Специалисты в проектировании советуют опираться на негласные закономерности.

  1. Закон треугольника (сечения). Например, клумба будет выглядеть гармонично, если убрать все одинаковые элементы, разделить ее на зоны. Или при разделе земли на части, рекомендуется выделять 2-3, все разного размера. В цветовой гамме принцип тот же, один цвет – основной, остальные дополнительные. Это правило актуально относительно всех работ: проектировка, оформление.
  2. Закон круга. Хорошо работает при распределении цветовых оттенков. Например, если разделить его на 2 части, поделить цвета на холодные и теплые, это композиция. Оттенки из соседней группы смешивать можно, но в минимальных количествах.
  3. Закон квадрата. Актуален при четком расположении построек на участке, высадке растений. Здесь важно соблюдать ориентацию на стороны света. Например, бассейн рекомендуется располагать на южной стороне, высокорослые растения высаживать на северной.

В идеальном саду должны сочетаться все три закономерности

Грамотное зонирование

Чтобы загородный дом был удобным и безопасным, постройки нужно правильно расположить в генеральном проекте.

Специалисты рекомендуют делить территорию на 2-3 части.

Пример зонирования дачного участка

Первая зона: хозяйственные постройки (гараж, баня, сарай, туалет). Уточнение: если туалет уличный, его рекомендуется расположить как можно дальше от колодца с питьевой водой.

Дворовый туалет лучше спрятать в глубине участка

Вторая: декоративный ландшафт, зона отдыха (беседка, зона барбекю, клумбы с цветами). Ее можно расположить в дальнем углу дачи.

В ландшафтный дизайн отлично вписываются строения из натурального камня

Третья: садоводство, огородничество. Урожайные грядки или плодоносящий кустарник рекомендуется расположить как можно ближе к колодцу, скважине с чистой водой.

Интересное решение – компактный огород на высоких клумбах

Располагать вторую и третью зоны лучше в освещенных углах дачи. На любой частной территории есть тенистые места, там высаживаются тенелюбивые растения.

Информация по теме

В процессе ландшафтного проектирования желательно сразу разработать общую схему комфортного перемещения по периметру, продумать удобные «маршруты» к часто посещаемым точкам. На больших участках такую схему разработать сложнее, чем на маленьких.

Создание садовых тропинок

При планировании расположения садовых дорожек необходимо учитывать состав и рельеф земли, даже в небольшой впадинке весной, в пору таяния снега, летом после дождя, будут образовываться лужи, которые со временем могут увеличиваться. Периодически нужно выравнивать земляной покров. Это вариант для обычных, летних дач.

Деревянная мозаика смотрится шикарно, но требует постоянного ухода и имеет ограниченный срок службы

Если же владение планируют использовать круглогодично, садовые тропинки можно выложить кирпичом, плиткой, камнем. Выбор отделочного материала зависит от пожеланий собственника.

Дорожки из камня значительно долговечнее, хотя многое зависит от используемой породы

Дорожки на дачном участке могут быть расположены по-разному, пересекаться, ветвиться, соединяться и разъединяться.

Оформление «неправильных» отрезков земли

Проект ландшафтного дизайна узкого владения – довольно сложно создать. Сделать его удобным и функциональным можно, а вот эстетическая сторона вопроса будет решаться сложнее. Если длина достаточная, на площади можно расположить и сарай, и зону отдыха, сад, огород.

Информация по теме

Если есть желание оформить дачу самостоятельно, рекомендуется воспользоваться советами опытных дизайнеров по работе с узкими площадями.

  • Поверхность делится на 2-3 части правильной формы. Например, определить их, расположив в этих местах основные постройки, насаждения. Можно разделить с помощью живой изгороди.

    Планировка узкой территории должна визуально расширять её границы

  • В расположении и оформлении дорожек на неправильной форме дачного владения есть свои тонкости. Избегайте прямых линий, плавные изгибы замаскируют главный недостаток поверхности, добавят ему изящности. Отделка должна быть своеобразной, необычной. Например, вместо плитки, тропку можно выложить деревянными кругляшами.

    Оригинально смотрятся дорожки с использованием комбинаций различных материалов

Оформление участка 6 соток

При грамотном подходе даже на 6 сотках земли можно разместить несколько основных дачных зон.

600 квадратных метров – не так много, поэтому нужно серьезно подойти к разработке ландшафтного дизайна, использовать каждый свободный метр.

И на шести сотках можно разместить всё необходимое

Популярным стилем оформления небольшой дачи является геометрический, то есть постройки и насаждения образуют любую геометрическую фигуру.

Основная задача разработчика – правильно поставить жилой дом. Он должен располагаться таким образом, чтобы тень не падала на оставшуюся территорию. Чаще всего, это северная сторона. Дополнительно, строение будет защищать насаждения от ветра. Напротив него можно разместить остальные хозяйственные сооружения.

Северо-западный угол – наиболее удачное место для расположения дома на небольшом участке

Гараж ставится в начале земельного владения, таким образом, чтобы подъезд занимал как можно меньше частной территории.

Благоустройство дачного участка в 6 соток имеет свои особенности, лучше следовать общим рекомендациям опытных специалистов.

  • Установка забора – обозначение четких границ. На небольшом пространстве создается чувство зажатости, тесноты. Если без изгороди никак, ее можно задекорировать живыми насаждениями, например, лианами.
  • Чтобы создать ощущение широкого пространства, не стоит высаживать растения прямыми линиями, лучше распределить по всему периметру.
  • Визуально расширят пространство газоны. Они могут располагаться в центре, или перед входом в основной дом.
  • Четкие, прямые дорожки будут неуместны. Линии плавные, «заставляющие» взор следовать по мягкой линии дуги.

Чтобы дача выглядела гармонично, нужно правильно рассчитать размер жилого дома, сарая, туалета, места на сад и огород. Оптимальный размер домика, по мнению специалистов, 5\6 метров, можно соорудить небольшую террасу. Если собственник не планирует держать животных, хозяйственное сооружение может быть одно, в котором будут совмещены душ, хранилище. Если туалет уличный, чтобы не бросался в глаза, вокруг можно посадить кустарник или деревья.

Организовывая сад, необходимо помнить, что со временем он разрастется, не стоит высаживать большое количество саженцев на небольшой площади, достаточно 5-6 штук.

Аккуратно оформленные огородные грядки

Грядки с овощами располагают в солнечном месте. Много высадить не удастся из-за ограниченного метража.

Зону отдыха лучше расположить у сада. Деревья будут подрастать, откидывая все больше тени. Можно соорудить небольшую беседку или просто установить стол и лавки.

Оформление участка 10 соток

Дачный участок в 10 соток позволяет собственнику оформить его в любом стилевом направлении, разместив все необходимое и нужное. В этом случае, возможно, воспользоваться помощью специалистов или самостоятельно разработать проект ландшафтного дизайна.

В начале оформительских работ необходимо определиться со стилем. От него будет зависеть архитектурная форма жилья, выбор деревьев и цветов для сада, растений для огорода, элементы декора, геометрические узоры высадки.

Организация зоны отдыха в английском стиле

На 10 сотках гармонично выглядит английский стиль. Его отличительная черта – естественное размещение элементов. Вся растительность: деревья, цветы, кустарник, зелень, высаживается ярусами. Но, растений должно быть много, за счет этого актуальность симметрии отпадает. Дорожки, тропинки – извилистые, аккуратные, если рельеф изменчивый, сооружается природный водоем.

Подбирать растения нет необходимости, подойдет практически все.

Японская стилистика актуальна для дачи в 10 соток. Он предусматривает наличие искусственного водоема, разрешается установить несколько декоративных элементов, камни, у жилого дома вывешивают фонарики.

Красота японского сада заключается в равновесии и гармонии форм

Декора не должно быть много, сдержанность – важная характеристика у японцев. Растения предпочтительнее спокойные: можжевельник, карликовая сосна.

Средиземноморское направление подойдет для оформления владения. Для него характерны плетеная мебель, горшки с цветами, мощеные камнем дорожки, беседка, «утопающая» в зелени, небольшой фонтан.

Для средиземноморского стиля характерно обилие растений, размещаемых на клумбах, в горшках и на перголах

Для большинства людей понятие «дача» ассоциируется с понятием «огород». Современные дизайнерские решения не предполагают наличие традиционных грядок в проекте, поэтому, чтобы не нарушить стилевой порядок, специалисты предлагают альтернативные варианты.

Вертикальный огород Современный аналог традиционной высадки.Для размещения растений используют поддоны, этажерки, кашпо, ведра.
Модульные грядки Они более компактные, внешний вид более опрятный и аккуратный, простота в уходе.
Огород в саду Овощные саженцы высаживаются в клумбы, по соседству с цветами.

Оформление участка 15 соток

Если участок в 6 или 10 соток считается небольшим, скромным, то владение в 15 соток – это уже собственность средних размеров, на которой индивид может себе позволить разместить практически все что угодно. Идеальная форма – 30/50 метров.

Схема участка в 15 соток: 1 — дом, 2 — гараж, 3. — хозблок, 4 — стоянка, 5 — терраса, 6 — зона барбекю, 7 — детская площадка, 8 — теплица, 9 — сад с высокими деревьями, 10 — беседка

Ландшафтное проектирование такого метража подразумевает жилой дом, гараж, сарай, зону отдыха, сад, огород, детскую площадку.

Весь периметр должен выдерживаться в едином стиле. Он зависит от геометрической формы. Если это правильный прямоугольник, можно смело оформлять в классическом, регулярном стиле. Характеризуется прямыми линиями, все должно быть точно, симметрично.

Если владение неправильной формы, например, треугольной, подойдет ландшафтный стиль. В этом случае законы симметрии неактуальны. Но, не стоит думать, что можно будет все делать, как придется или получится, грамотная организация необходима. Такой вид дизайна предполагает наличие искусственного водоема, причудливых, необычной формы клумб, декорирование природными материалами.

Молодые растения высаживаются с учетом их роста

Если постройки и декоративные элементы распределить правильно, останется место для бассейна или спортивной площадки. Вокруг жилого помещения деревья лучше не высаживать, со временем они будут закрывать естественный свет, можно заменить кустарником: жасмин, можжевельник, сирень. В саду смородина, крыжовник, малина. Рядом с ними высаживают яблоню или сливу.

Зону отдыха можно разместить в любой части земельного владения. Кому — то нравится, чтобы она была на солнышке, другие, наоборот, расслабляются в тени и прохладе. При установке мангала дизайнеры рекомендуют учитывать сторону света, чтобы ветер «не загонял» дым в жилое помещение.

Размещение и оформление сада

Самые красивые сады в Китае, поэтому перед тем, как начинать высаживать свой, рекомендуется ознакомиться с рекомендациями этого народа. Считается, это место должно выглядеть как единый организм, все естественно, органично.

Каждый элемент китайского сада занимает определенное место и имеет собственное значение

Краевые деревья сажаются в строгую прямую линию, посередине невысокие экземпляры, дорожки плавные, мягкие. В приоритете красный, синий, белый, розовый. В центральной части сооружают арку из цветов, сделанную своими руками.

Использование скульптур в дизайне

Садовые скульптуры изготавливаются из керамики, бронзы или полимерной смолы. Некоторые владельцы делают фигурки самостоятельно из дерева или стали.

Скульптуры придадут саду оригинальность и неповторимость

Они могут быть просто украшением декора, или нести некоторую смысловую нагрузку, быть полезными: ваза или фонтан. Необязательно украшать периметр большими экземплярами, подойдут и миниатюрные.

Полезные советы

Каждое земельное владение красиво по-своему. Необычность и индивидуальность ему придают декоративные украшения: фигурки, камни. Здесь главное, не переборщить с количеством, достаточно 2-3 средних, или 5 мелких элементов на сотку земли.

Современные владельцы стремятся выкладывать свободное, наземное пространство у построек камнем, плиткой. Дизайнеры советуют оставлять зеленые уголки, газоны. Засеивать их специальной, газонной травой достаточно дорого, опытные дачники нашли замену – полевицу побегоносную. В растениеводстве она считается сорняком, но, как показывает практика, лужайку «стелит» идеально. Если уделять оформлению земли достаточно времени, можно сэкономить приличное количество денег, советуясь с профессионалами или опытными дачниками.

Идеальный газон нуждается в хорошем уходе

Если все свободное пространство заняли деревья и растения, для цветочных клумб не осталось места, их можно отлично группировать с овощами. Например, в центр высаживаются огурцы, вокруг них помидоры, по краям цветы. Такой тип организации насаждений все чаще используют современные дизайнеры, утверждая, что в ближайшем будущем он станет основным.

Неприглядные дачные предметы можно замаскировать с помощью вьющихся растений. Они прекрасно украшают беседку, живую изгородь.

Стараясь сделать дачный участок необычным и своеобразным, есть вероятность переборщить с деталями или декоративными элементами. Поэтому в процессе работы нужно останавливаться на отдых, просматривать результат своих трудов со всех сторон, советоваться со специалистами, более опытными соседями.

Мнение эксперта Алина Квилева Ландшафтный дизайнер Задать вопрос эксперту Здравствуйте, меня зовут Алина и я являюсь ландшафтным дизайнером, если у вас есть какие либо вопросы касающиеся ландшафтного дизайна, задавайте с удовольствием на них отвечу.

Советы для новичков

В российских университетах готовят дипломированных специалистов дизайнеров. Но дизайн – это не наука, а творчество. Творчество, как всем известно, уникально и единственно в своих проявлениях. Другими словами – каждый человек, который создает объекты ландшафта, вносит каплю своей, уникальной и единственной в своем роде, души. Только слушая подсказки своего подсознания, известные дизайнеры творили исторические архитектурные композиции, сохранившиеся и по сей день. Но признаны они были не сразу, для этого должно было пройти время. Поэтому не нужно бояться проявлять инициативу в обустройстве своего участка. Порой, самые неординарные и странные решения создают уникальную атмосферу территории и раскрывают истинную красоту души человеческой.

Придется немало потрудиться, чтобы создать практичное место для отдыха всей семьей

Для того чтобы усвоить основные уроки ландшафтного дизайна, требуется предварительная подготовка. На этом этапе необходимо уделить время для изучения справочников, пособий и журналов, посвященных дизайну загородных участков и их садов. Благо, интернет как всегда щедр. В этих книгах вы найдете подсказки дизайнеров, которые поделятся с вами секретами, покажут самые распространенные ошибки новичков, и направят ваше стремление в нужное русло.

Начинайте всегда с малого и реализуйте свои задумки не спеша, наслаждаясь самим процессом, а не только его результатом

Конечно, ничего не заменит живого общения с человеком. Но если вы найдете подобающую книгу, написанную грамотным автором, то вберете в себя задатки истинного ландшафтного мастера.

Хороший дизайн сада имеет несколько композиционных центров, притягивающих внимание. Это может быть что угодно – дерево, кустарник, пруд или скамейка

Обычно две-три книжки, прочитанные в течение недели, воодушевляют новоиспеченного творца до такой степени, что он бежит в тот же час в ближайший магазин садово-огородной утвари, и скупает все, как ему кажется, необходимое. Начиная от элементов декора и заканчивая цветами и деревьями. Так делать категорически запрещено. Спешка не приведет к успеху, вы только забудете все то малое, что узнали. Сначала нужно разобраться с порядком, соблюдая который у вас получится правильно подобрать материал для забора и беседки. От этого зависит дальнейший выбор элементов малых архитектурных форм, деревьев, цветов и растений.

Начните свой путь к саду мечты с одной небольшой клумбы или миксбордера

Выходите в сад когда у вас есть время и желание, работайте и не старайтесь сделать всё сразу и в один день

Основные принципы ландшафтного дизайна

  1. Первым делом нужно провести анализ приусадебной территории и разобраться с рельефом участка. От этого во многом зависит дальнейшее обустройство.
  2. Разделение земли на зоны. Сюда входит разметка на плане зоны отдыха, сада (огорода) и малых архитектурных форм.
  3. Разметка приусадебных дорожек. Они должны обеспечивать удобство перемещения между зонами с учетом ширины проходов.
  4. Определение общей композиции зон и архитектурных форм. На этом этапе происходит выбор строительного материала, его цвета и формы, а также определение с цветом дорожек и материала их изготовления.
  5. Выбор зеленых насаждений и цветов. На данном этапе выбираются сорта деревьев (их формы) и цветов, а также территориальное расположение миксбордеров, альпийских горок.

Продумайте масштаб и визуализацию с учетом роста растений

Важным моментом в ландшафтном дизайне являются размеры приусадебного участка. От них зависит устройство цветочных композиций, а также выбор места посадки деревьев. На маленькой территории возникает необходимость ее визуального увеличения. Этот эффект может быть достигнут разными методами. Один из них является правильный подбор цвета забора и асимметричная посадка хвойных пород деревьев вдоль него. Здесь нужно понимать, что квадратная или прямоугольная форма забора создает некие рамки. Чтобы их убрать, забор красят в светлые тона, а деревья сажают группами по 4-5 штук в ряду.

Каждый элемент сада должен органично вписываться в общую ландшафтную композицию

Деревья обязательно нужно покупать выше забора хотя бы на полметра. За счет этого и создается визуальное расширение.

Живая изгородь из хвойников

Если хотите добавить глубины вашей живой изгороди, посадите деревья в шахматном порядке

Также устраивают альпийские горки, которые можно дополнять разноцветными каменьями. Хорошей идеей, позволяющей расширить территорию, будет устройство средней по высоте горки с ручьем. А у подножья ручейка выкапывается небольшой прудик, по берегу которого можно посадить влаголюбивый папоротник. Если говорить о зоне отдыха за домом, то такой объект лучше всего размещать около забора. На забор пускают вьющийся ковер плюща. Такой каскад архитектурных форм создаст эффект перспективы, то есть внешний наблюдатель при созерцании данной красоты будет ощущать глубину пространства, насыщенность и объем.

На фоне идеально постриженного газона хорошо смотрится дорожка из бетонных плит, пространство вокруг которых засыпано мелкой галькой

В статье упоминаются малые архитектурные формы. В интернете их можно еще найти под сокращенным названием МАФ. Для незнакомого с этим понятием человека ниже приводятся основные элементы МАФ, участвующие в ландшафтном дизайне.

  • Террасы, веранды и беседки.
  • Трельяжи, перголы и арки.
  • Садовые оградки, миксбордеры, фонтаны и скульптуры.
  • Водоемы, ручейки и мостики через них.
  • Прочие украшения, начиная от отдельно стоящих ваз с цветами и заканчивая садовыми гномиками.

Деревянный мостик через «сухой» ручей

Красивое декорирование глухого забора

Кроме этого, каждому человеку, живущему в городе, МАФ встречаются каждый день. Это автобусные остановки, телефонные будки, городские и парковые скамейки и многие другие элементы.

Террасы, беседки и перголы

Данные конструкции выполняют одинаковую роль в ландшафтном дизайне земельного участка. Они строятся для создания зоны отдыха, занятия любимыми делами и просто приятного времяпровождения. Их отличительными особенностями является место расположения относительно дачного дома, а также конструкция.

Открытая терраса с беседкой и местом для гриля

Пергола пришла в нашу страну из-за рубежа. Ее исторической родиной является Италия. Конструкция данного объекта проста: четыре или шесть опорных балок увенчаны горизонтальными перегородками на крыше. Чаще всего она выполняется из дерева, реже из металла.

Угловая пергола из дерева с диванчиком для уединенного отдыха

Металл нежелательно применять, так как он сильно нагревается на солнце и может испортить растения, обвивающие ее элементы.

Для создания затененности пространства под перголой используют вьющиеся растения. Предпочтительно выбирать густо стелющийся виноград. Он произрастает без цветения, зато имеет неоднотонный оттенок листа (от темно-зеленого до бордового и даже красного). Пространство под перголой обустраивают садовой мебелью, устойчивой к осадкам. Также под нее в некоторых случаях можно поместить бассейн. Такое решение удобно в очень жарких климатических районах.

Вьющимися растениями можно скрыть что угодно и где угодно

На открытой террасе практично использовать ротанговую мебель со съемными подушками

Место для отдыха можно обустроить как на мощенной камнем площадке, так и на деревянном помосте

Устройство террасы подразумевает расположение ее около дома, а точнее ее пристраивают к нему. Главным отличием такого сооружения от веранды является открытое размещение. То есть, навес или одна стена отсутствуют. Это характеризует сооружение как сугубо летний вариант отдыха. Если же планируется использование террасы зимой, то ее делают с откатными стеклянными дверями, что очень удобно. Но тогда это уже будет не терраса, а комбинированная веранда.

Оригинальная терраса с местом отдыха внутри

Закрытая беседка для зимнего отдыха

Устройство беседки подразумевает наличие садовой мебели, камина и барбекю.

При установке беседки необходимо обращать внимание на наличие подветренной стороны. Если таковая имеется, то одну стенку нужно сделать глухой, или посадить вьюны.

Глухую стену беседки размещают с подветренной сороны

Семь советов для начинающих

  1. При организации общего стиля ландшафта, все зоны должны перекликаться между собой. Плавные линии дорожек и крон деревьев дополняются прямоугольными формами беседки или других строений.
  2. При сравнительно небольшой территории используйте методы визуального увеличения пространства.
  3. Установка вазонов в несколько уровней позволит сэкономить место, а также упростить ежедневный уход за цветами и растениями.
  4. Если приусадебный участок располагается на склоне, что подразумевает проведение большого объема земельных работ, можно воспользоваться этим в пользу дизайна. Устройте декоративные подпорные стенки с использованием естественного камня. Также в этом случае на самых низких отметках земли устраиваются альпийские горки, бассейн или пруд.
  5. При особо больших перепадах уровня земли, необходимо организовать участок в несколько уровней, отделенных между собой подпорными стенами. С точки зрения ландшафтного дизайна, на таких участках получается устроить неординарные и очень красивые архитектурные композиции. Единственным минусом являются приличные денежные вложения.
  6. На больших земельных владениях открывается возможность установки фонтана и больших цветочных композиций. Если финансы не позволяют приобрести фонтан, то можно своими руками изготовить декоративные элементы, такие как лодочки, мельницы, или многоуровневые цветочные композиции. Также отличным решением будет организация большой альпийской горки.
  7. Перед выбором того или иного варианта дизайна нужно пересмотреть разные комбинации и сочетания архитектурных элементов. Для визуального представления композиционных решений воспользуйтесь компьютерными программами, позволяющими скомбинировать МАФ и предварительно оценить ваше представление. Плюсом данного программного обеспечения является наличие подсказок и уже готовых образов и решений.

Камни различного размера и формы создают эффект горного пейзажа

Цвет в ландшафте – самое главное правило для создания нужного эффекта. Основной всегда зеленый, но большую выразительность придают вкрапления других оттенков

Многолетние цветы и кустарники требуют меньше ухода, чем однолетники, их и нужно использовать для основы озеленения

Занятие ландшафтным дизайном – дело очень интересное и благодарное дело. Вы получите массу положительных эмоций и прекрасно проведете время в кругу семьи.

Информация по теме

Низкорослые цветы высаживают по краям клумбы, а крупные – ближе к центру цветника

Благоустройство загородного участка – процесс длительный, занимающий несколько лет

Мнение эксперта Алина Квилева Ландшафтный дизайнер Задать вопрос эксперту Здравствуйте, меня зовут Алина и я являюсь ландшафтным дизайнером, если у вас есть какие либо вопросы касающиеся ландшафтного дизайна, задавайте с удовольствием на них отвечу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *